Театрализованные исторические инсценировки как форма культурной солидарности в пространстве провинциального города (начало 1920-х гг.)

Maxim V. Salimgareev

Аннотация


В статье на основании имеющихся исторических источников и научной литературы изучаются театрализованные исторические инсценировки на территории Казани в начале 20-х годов XX века. Перед политической и культурной элитой нового государства стояла задача привлечь внимание советских граждан к новым революционным символам и ценностям, поскольку значительная часть населения, особенно в провинции, все ещё «присматривалась» к советским порядкам. После октября 1917 г. самой распространенной формой советского политического празднования по всей стране стали не только митинги и торжественные собрания, но театральные постановки на историко-революционные сюжеты. В рамках исторического и культурного контекста выявлена связь театрализованных постановок с новаторскими приемами воздействия на зрителя. Все участники казанских театрализованных реконструкций вписывались в сюжетную канву воспроизводимых драматических событий недавнего прошлого своим самодеятельным, вовлеченным присутствием. На улицах и площадях Казани, как и многих других российских городов, возникало небывалое в истории мировой культуры коллективное сотворчество, где естественное переживание драматического момента прошлого становилось мистериальным процессом и одновременно оригинальным художественным текстом. В ходе театрализации это достигалось самым эффектным способом, чему способствовал как символический антураж, так и имитация коллективных действий, входе которых могли произойти «случайные» встречи с участниками реальных событий. Все это оказывало сильное воздействие на восприятие исторического сюжета как единственно возможного сценария исторической реальности и внушало ощущение глубинной причастности к памятному событию. Проживание прошлого как действительного создавало новое пространство небывалой экстатической солидарности, где коллективное действие становилось не просто политическим актом революционной массы, укреплявшим в индивиде чувство причастности, принадлежности к целому, в нем проявлялась энергия настоящего момента, возвращающая к неравновесности и неопределенности, эмоционально погружая в ситуацию выбора. Возникающее единение личностей было и фундаментом новой социальной идентичности, и одновременно надеждой на выздоровление индивида и общества, бессознательного очищения от тягот действительности, избавления от невежества, эгоизма и бесчеловечности.

Ключевые слова


солидарность; праздники; инсценировки; культура; мифология; идеология; пропаганда; провинция

Полный текст:

PDF

Литература


Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. 437 с.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. 393 с.

Генкин Д. М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. 122 с.

Бенифанд А. В. Праздник. Сущность, история, современность. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. 140 с.

Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979. 206 с.

Белоусов Я. П. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты проблемы празднования). Алма-Ата : Казахстан, 1974. 198 с.

Шаповалов С. Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 125 с.

Багдасарян С. Д. Методы социально-культурной политики советского государства в области преобразований традиционной праздничной культуры в селах и станицах юга России в 1920-е гг. // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2. С. 45-53.

Деканова М. К. Особенности восприятия советской праздничной культуры 1920-х. гг. // ВестникСамГУ. 2009. № 3. С. 20-27.

Зеверт Д. Современные подходы к пониманию праздничной культуры в Советском Союзе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение». 2015. № 2. С. 103-113.

Исаев А. А. Подготовка и празднование дня международной солидарности пролетариата (трудящихся) на Дальнем Востоке СССР в 1930-е гг. как важная часть политико-идеологической работы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10 (84). C. 61-65.

Мордасова М. А. Праздничная культура Южного Урала в 1917-1941 гг.: дис.. канд. ист. наук. Челябинск, 2005. 210 с.

Пронина И. Н. Массовый праздник в советской социокультурной модели // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374), вып. 37: Философия. Социология. Культурология. С. 114-121.

Шаповалов С. Н. Советские праздники и политическая социализация молодежи // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 3. С. 30-33.

Щербинин А. И. Тоталитарная индокринация: у истоков системы (политические праздники и игры) // Полис. Политические исследования. 1998. № 5. С. 79-96.

Geldern J. von. Bolshevik Festivals, 1917-1920. Berkeley and London: University of California Press, 1993. 266 p.

Petrone K. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin - Bloomington: Indiana University Press, 2000. 280 p.

Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Нева, 2000. 414 с.

Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. 439 с.

Якобсон С., Лассвелл Г. Д. Первомайские лозунги в советской России (1918-1943) // Политическая лингвистика. 2007. № 21. С. 123-142.

Ходнев А. С. Культура памяти и публичная история // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 218-221.

Красильникова Е. И. Формирование системы мест памяти, связанных с событиями революции и гражданской войны в городах Западной Сибири (1920-е гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. № 1. С. 55-59.

Красильникова Е. И. Помнить нельзя забыть? Памятные места и коммеморативные практики в городах Западной Сибири (конец 1919 - середина 1941 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибир. гос. техн. ун-та, 2015. 570 с.

Святославский А. В. Среда обитания как среда памяти: к истории отечественной мемориальной культуры: автореф. дис. … д-ра культурологии. М., 2011. 53 с.

Качемцева А. А. Традиции некрокультуры как форма сохранения социально-исторической памяти // Вестн. Бурят. гос. ун-т. 2010. № 6. C. 276-279.

Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб.: КультИнформПресс, 2001. 159 с.

Попова В. Н. Праздник как форма культурной памяти: государственные праздники России XX - начала XXI вв. : автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 24 с.

Бондарева М. С. Идеологические и художественные практики России 1917-1925 годов как инвариант массовой культуры: дис. … канд. культурологии. Кострома, 2004. 203 с.

Малышева С. Ю. Историческая мифология советских «революционных празднеств» 1917-1920 годов // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2003. № 10. С. 231-254.

Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.: Лики России, 2012. 336 с.

Барышева Е. В. Конструирование политического пространства советского города 1920-1930-х гг. // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2015. №. 11 (154). С. 31-41.

Малышева С. Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927). Казань: Рутен, 2005. 400 с.

Малышева С. Ю. Историческая мифология советских «революционных празднеств» 1917-1920 годов // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2003. № 10. С. 231-254.

Барышева Е. В. Советский государственный праздник в социальном конструировании нового общества, 1918-1941 гг.: дис. … д-ра наук. М., 2020. 408 с.

Гвоздев А. А., Пиотровский Адр. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // История советского театра. Т. 1: Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма, 1917-1921. Л.: Ленинградское отд-е Гос. изд-ва худ. Литературы, 1933. 404 с.

Красильникова Е. И. Политика памяти: исторические символы и коммеморативные практики в системе социально-политической саморегуляции сибирского региона в ХХ - начале ХХI вв. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, №1. С. 47-54.

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября / сост. П. Н. Роков. М.: Искусство, 1971. 224 с.

Кибардин А. А. Художественный метод Театрально-драматургической мастерской Красной Армии в Петрограде 1919-1920 годов // Временник зубовского института. 2021. Вып. 2 (33). С. 145-162.

Иванов В. И. Из заметок о строении и функциях карнавального образа // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1973. С. 37-53.

Славянова З. М. Рабоче-крестьянский театр. Казань: Госиздат, 1921. 209 c.

Агеев А. Контрнаступление Красной Армии на Восточном фронте осенью 1918 года. // Военно-исторический журнал. 1982. № 3. С. 66-73.

Зритель. «Гибель шестнадцати» // Красная Татария. 1924. 18 июня.

На улицах Казани (Инсценировка империалистической войны). Проклятье прошлому // Красная Татария. 1924. 5 авг.

А. Л. II Съезд советов (Инсценировка в коммунистическом клубе) // Красная Татария 1924. 11 ноябр.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2023-1-28-37

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)