Отношение студентов вузов к профессии «учитель» и программе «Земский учитель»

Сергей Львович Таланов, Филипп Юрьевич Кушнарев, Дмитрий Тимофевич Березин

Аннотация


В рамках социологического исследования изучается отношение студентов педагогических вузов и классических университетов к будущей профессии учителя и к программе «Земский учитель». Авторами проведено социологическое исследование в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского и Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова в 2019 году. Выявлено, что только около 25 % студентов планируют после окончания вузов работать в школе. Одна четвёртая часть студентов планирует устроиться работать в школу учителем, так как их родители или родственники когда-то работали учителями. При этом они не собираются воспользоваться программой «Земский учитель» и переезжать в сельскую местность, а собираются работать по месту проживания либо в той же школе, в которой когда-то работали их родители. Кроме того, в ходе исследования выявлено, что девушки чаще, чем юноши, планируют принять участие в программе «Земский учитель». Так, 7 % юношей и 16 % девушек из ЯГПУ и 8 % юношей и 14 %девушек из ЯрГУ планируют принять участие в программе «Земский учитель», но не столько из-за возможных льгот и финансовых выгод, сколько из-за настойчивых рекомендаций родителей или референтных личностей. Студенты заочной формы обучения в меньшей степени, чем студенты очной формы обучения, стремятся принять участие в программе «Земский учитель». В заключение статьи предлагаются мероприятия, направленные на привлечение и закрепление молодых учителей в школе.

Ключевые слова


professional self-determination; professional readiness; university; zemsky (rural) teacher; social field; social capital; профессиональное самоопределение; профессиональная готовность; вуз; земский учитель; социальное поле; социальный капитал

Полный текст:

PDF

Литература


Таланов С. Л. Социализация молодежи и перспективы развития высшего образования // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2010. № 6. С. 34-36.

Васильева рассказала, сколько учителей не хватает школам // Российская газета. 2019. 22 мая.

Письменная Е. Система Кудрина. История ключевого экономиста путинской России. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 153-154.

Bourdieu P. Espace social et genèse des «classes» // Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. № 52-53. P. 3-14.

Ali, Amjad, Shafiqa Ahsan and Sophia F. Dziegielewski. Social and family Capital and Youth Career Intension: a Case Study in Pakistan. Cogent Business and Management 4, 2017. P. 12.

Asma Shahid Kazi, Abeeda Akhlaq. Factors Affecting Students’ Career Choice // Journal of Research and Reflections in Education. 2017, Vol. № 2. Р. 187-196.

Eren A. Prospective Teachers’ Interest in Teaching, Professional Plans about Teaching and Career Choice Satisfaction: A relevant Framework? // Australian Journal of Education. 2012. Vol. 1. № 56. P. 303-318.

Joseph Latashia L. The Impact of Family Influence and Involvement on Career Development. 2012. Electronic Theses and Dissertations. 2210. URL: https://stars.library.ucf.edu/etd/2210

Ramona Palos and Loredana Drobot. The Impact of Family Influence on the Career Choice of Adolescents // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. № 2. P. 3407-3411.

Tillman K. Parental Influence on College Students’ Career Aspirations (2015). University Honors Program Theses. URL: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/honors-theses/86

Tziner A., Loberman G., Dekel Z., Sharoni G. (). The Influence of Parent Off Spring Relationship on Young People’s Career Preferences // Psicologia del Trabajoy de las Organizaciones. 2012. № 28(2). Р. 99-105.

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 154-174.

Попова И. П. Профессиональное образование и профессиональная мобильность: результаты анализа биографических интервью // Многомерная социальная мобильность в современной России. Монография. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. С. 56-59.

Учитель в России: профессия или призвание? // ВЦИОМ. [2018]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9351 (дата обращения: 20.05.19).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)