Автор в художественном дискурсе «Записок из мертвого дома» Ф. М. Достоевского

Елена Алексеевна Федорова

Аннотация


В данной статье поднимается актуальная в современной науке проблема автора в произведениях Ф. М. Достоевского. Предлагается гипотеза, что первым произведением, где появляется повествователь, близкий автору, являются «Записки из Мертвого дома» (1861). Письма Достоевского и его статьи 1860-х гг. показывают его понимание художественного творчества: художник-творец раскрывается в своем произведении во взаимодействии теоцентрического и антропоцентрического сознания. Повествователь в художественном мире Достоевского достаточно условен, но за ним обычно проступает автор, если он использует автобиографические аллюзии, а также речевой жанр исповеди и проповеди. Система автобиографических аллюзий ориентирована на сращение образа автора и повествователя в сознании читателя для того, чтобы привлечь внимание читателя и усилить эффект доверия к написанному. Субъектная организация повествования, переключение с одной точки зрения на другую необходимо автору, чтобы включить читателя в размышления о проблеме, система евангельских аллюзий создает ценностное пространство, в котором евангельское слово занимает господствующее положение. Рассказчик в процессе повествования раскрывает свое пробуждающееся самосознание, что также должно воздействовать на духовное пространство читателя.

Ключевые слова


F. M. Dostoevsky; Notes from the House of the Dead; author; reader; artistic discourse; autobiographical hints; confession; preaching; Ф. М. Достоевский; «Записки из Мертвого дома»; автор; читатель; художественный дискурс; автобиографические аллюзии; исповедь; проповедь

Полный текст:

PDF

Литература


Большакова А. Ю. Отрицание «автора» в западной теории литературы 1960-1970-х гг. // Автор в структуре художественного произведения. Материалы всероссийской научной конференции. Астрахань. 25 апреля 2017 г. Астрахань: Астраханский ун-т, 2017. С. 18-26.

Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М.: Наука, 1971. С. 199-207.

Живолупова Н. В. Проблема авторской позиции в исповедальном повествовании Достоевского 60-70-е гг. («Записки из подполья», «Подросток»). Монография. Нижний Новгород: Дятловы горы, 2018. 232 с.

Киносита Т. Творчество Ф. М. Достоевского. Проблема авторской позиции: Сб. ст. СПб.: Серебряный век, 2017. 160 с.

Gyuresik I. The “Author” as Player and Master of the Game: Dostoevski // Gyuresik I. Modern Paradigms: Authors, Text, Harleguins. Tr. by Georgina Gabor. Lanham: Yamilton Book, 2017. P. 43-59.

Dammiano E. Dal poli-logo al. mono-logo: Un monologo del principe Myskin per il balltetto-pantomina “Der Idiot” // Between. Rivista dell’Assciazione Italia di Teoria e Storia Comparata della Letteratura 2, 4 (2012). P. 1-16.

Гаврилова Л. А. «Дневник писателя» 1873-1881 гг. Ф. М. Достоевского: проблема самоидентификации автора // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. 1. (Гуманитарные науки). С. 229-233.

Скуридина С. А. К вопросу об автобиографизме топонимического пространства в художественных текстах Ф. М. Достоевского // Достоевский и современность. Материалы XXXIII Международных Старорусских чтений 2018 года / Отв. ред. С. Л. Шараков; Новгородский музей-заповедник. Великий Новгород, 2019. С. 137-143.

Геригк Х.-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии. От «Записок из Мертвого дома» до «Братьев Карамазовых» / пер. с нем и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома; Нестор-История, 2016. 320 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / Отв. ред. В. Г. Базанов. Л.: Наука, 1986. Т. 29 (I). 573 с.

Проскурина Ю. М. Типология образа автора в творчестве Ф. М. Достоевского: учебное пособие. Екатеринбург, 1992. 55 с.

Туниманов В. А. Творчество Достоевского 1854-1862 гг. Л.: Наука, 1980. 293 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / Отв. ред. В. Г. Базанов. Л.: Наука, 1976. Т. 17. 479 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / Отв. ред. В. Г. Базанов. Л.: Наука, 1985. Т. 28 (II). 616 с.

Акелькина Е. А. «Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского: формирование поэтики очеркового повествования (1840-1860-е годы): монография. Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омский гуманитарный ин-т», 2007. 140 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Канонические тексты. Т. III. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997. 908 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)