Специфика онлайн-коммуникации студентов с вузом в социальных сетях и мессенджерах

Alexander V. Sokolov, Svetlana V. Mironova

Аннотация


В статье предлагается методика для анализа особенностей коммуникации вуза с подписчиками на примере рассмотрения сообществ ЯрГУ им. П. Г. Демидова. В качестве основных методов анализа выступают контент-анализ, event-анализ, индексный анализ и кейс-study. Данный инструментарий позволил разработать классификацию размещаемых в студенческих сообществах публикаций по форме и содержанию, выявить корреляцию данных характеристик, а также определить наиболее часто используемый и интересный для подписчиков формат подачи информации в онлайн-сообществах, установить уровень вовлеченности подписчиков в функционирование онлайн-площадок. Предметом исследования стали посты в 3 сообществах в социальной сети «Вконтакте» и в одном телеграмм-канале, размещенные в марте-апреле и июле-августе 2022 года. В результате делаются выводы о том, что телеграмм-канал является наиболее активным по числу публикаций, однако не способствует вовлечению пользователей. Канал носит преимущественно новостной характер. В онлайн-группах общей направленности вовлеченность пользователей ниже по сравнению с самоорганизованными группами активистов («Союз студентов» и «Профсоюзная организация студентов»). Учет специфики популярности отдельных форм публикаций и их содержаний, а также наиболее подходящих временных отрезков для продвижения и подачи информации может помочь в привлечении новых пользователей и формировании интереса подписчиков к деятельности онлайн-сообщества.

Ключевые слова


онлайн-коммуникация; социальные сети; форма поста; содержание публикации; информационная повестка; пользовательская активность; вовлеченность пользователей; социальная реакция пользователей

Полный текст:

PDF

Литература


Чуранов Е. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год - цифры и тренды в мире и в России // WebCanape. 30.01.2023. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 01.02.2023).

Едакин А. Аудитория Телеграма в 2022 году: насколько выросла и как это использовать бизнесу // SMMplanner - Блог о маркетинге в социальных сетях. 08.07.2022. URL: https://smmplanner.com/blog/auditoriia-tielieghrama-v-2022-ghodu-naskolko-vyrosla-i-kak-eto-ispolzovat-bizniesu (дата обращения: 01.02.2023)

Duffy B. E., Chan N. K. «You never really know who’s looking»: Imagined surveillance across social media platforms // New Media and Society. 2018. V. 21, No. 1. Р. 119-138. DOI: 10.1177/1461444818791318

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2013. 800 с.

Кришталь М. И., Щекотуров А. В. Мотивы и особенности кросс-платформенной самопрезентации российских студентов // Цифровая социология. 2021. Т. 4, № 1. С. 24-30.

Шумилин В. П., Шумилина Н. Г. Влияние социальных сетей на процесс обучения студентов // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 83-87.

Рублёва Ю. Ю. Формирование обучающихся сообществ как педагогическая проблема // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 37.

Кожанова В. П., Фомина С. Н. Значимость молодёжных научных сообществ в профессиональном самоопределении учащихся школ и студентов вузов // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17, № 4. С. 100-107. DOI: 10.17922/2071-5323-2018-17-4-100-107

Кутовая С. В. Воспитательные возможности молодёжных полиэтнических сообществ в социально-культурном пространстве региона // Ценности и смыслы. 2015. № 5. С. 89-93.

Никитенко В. Н., Соловченков С. А. О воспитательных возможностях молодёжных полиэтнических сообществ // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. 17, № 2. С. 149-153. DOI: 10.31079/1992-2868-2020-17-2-149-153.

Баева Л. В. Мир ценностей геймера: аксиологический портрет поклонников компьютерных игр // Информационное общество. 2014. № 2. С. 27-34.

Хашаева С. В., Ковальчук О. В., Дагаев Р. Р. Политическая активность региональной молодёжи // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46, № 4. С. 668-678. DOI: 10.52575/2712-746X-2021-46-4-668-678

Петров В. Е. Практики праздности, недеяния и эскапизма в молодёжных сообществах ХХ в. как стратегии элитизации личности // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 63. С. 10-13.

Гамбеева Ю. Н., Сорокина Е. И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия ВГПУ. 2020. № 5. С. 35-43.

Развитие молодёжных сообществ в экосистеме университета - ресурсы, проекты и риски / А. В. Кирьякова, Н. А. Каргапольцева, И. Д. Белоновская, С. А. Дужников // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 8-9. С. 116-136. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-116-136

Азаров А. А., Бродовская Е. В., Лукушин В. А. Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 61-79. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-79

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Лукушин В. А. Таргетирование в онлайн-сетевом брендинге российских университетов: масштабы влияния на общественное сознание // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11, № 6. С. 86-93. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-86-93

Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Т. Э. Петрова и др. // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22

Овчинникова И. Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. № 2. С. 143-156.

Топильская О. А. Оценка уровня интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20, № 1. C. 52-60. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-52-60




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2023-2-152-175

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)