Диалог с читателем в публицистике Ф. М. Достоевского (на примере статьи «Дело Джунковских с родными детьми»)

Svetlana A. Besogonova, Elena A. Fedorova

Аннотация


Целью настоящей статьи является анализ приемов организации диалога автора со своим читателем. Материалом для статьи послужили публицистические тексты Ф. М. Достоевского, взятые из «Дневника писателя» за 1876 и 1877 гг. В статье рассматриваются идеи диалога М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и других исследователей, объясняется, каким образом читатель вступает в коммуникацию с автором. Кроме того, анализируются приемы организации диалога с читателем в публицистике Ф. М. Достоевского на тему страдания ребенка: обзорно рассматриваются статьи «Ягодки» (по делу С. Л. Кронеберга) и «Простое, но мудреное дело» (по делу Е. К. Корниловой), подробно проанализирована статья «Дело Джунковских с родными детьми». На основе коммуникативного анализа выделяются речевые тактики, используемые в ходе диалога Достоевского со своим читателем: тактика противопоставления, тактика уступки, тактика обобщения и другие, а также описываются разные виды диалогических отношений (согласие и несогласие), разные векторы авторского внимания (суд, семья Джунковских, читатель) и особенности автокоммуникации. Кроме того, проводятся параллели с художественным текстом Достоевского - романом «Братья Карамазовы»: приведены размышления над речью Ивана Карамазова о слезинке ребенка.

Ключевые слова


Ф. М. Достоевский; Дневник писателя; речевые тактики; диалог; автокоммуникация; гуманизм

Полный текст:

PDF

Литература


Каган М. С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании: сб. материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 150-152.

Новая философская энциклопедия. Т. І. М.: Мысль, 2000. 721 с.

Сайко Э. В. О природе и пространстве «действия» диалога // Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. С. 9-32.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.

Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. 1993. № 1. С. 83-93.

Шалимова Е. В. Специфика диалога в публицистическом тексте: трехмерная картина взаимоотношений // Baikal Research Journal. Иркутск: БГУ, 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-dialoga-v-publitsisticheskom-tekste-trehmernaya-kartina-vzaimootnosheniy (дата обращения: 10.04.2021).

Гаврилова Л. А. Двунаправленность авторского замысла в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского // Верхневолжский филологический вестник. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2015. № 2. С. 145-150.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); редкол.: В. Г. Базанов (гл. ред.), Г. М. Фридлендер (зам. гл. ред.), В. В. Виноградов и др. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972-1990.

Ермошин Ф. А. Автор и читатель в публицистике Достоевского 70-х гг. XIX в.: дис.. канд. филол. наук. М., 2009. 263 с.

Безрукова Т. В. Социология детства в романах Ф. М. Достоевского // Инженерные технологии и системы. Саранск, 2007. С. 151-155.

Немкевич И. В. Дело Кронеберга: «ступенька лестницы» к правам ребенка // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Гомель, 2016. № 2 (95). С. 94-97.

Фёдорова Е. А. Сопоставительный анализ аргументации Ф. М. Достоевского и В. Д. Спасовича (по делу С. Л. Кроненберга 1876 г.) // Сопоставительные исследования 2018. Вып. 15. Воронеж: РИТМ, 2018. С. 218-221.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-3-326-333

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)