Практики медиатизации потребления в современном русскоязычном YouTube

Elena V. Mikhailova

Аннотация


С помощью понятия «практики медиатизации потребления» в статье анализируются тенденции трансформации потребления в цифровую эпоху. Понятие «медиатизация потребления» сопоставлено с виртуализацией и коммерциализацией потребления. Практики медиатизации потребления выделены на основе качественного анализа блогосферы современного русскоязычного YouTube и классифицированы в соответствии с базовой моделью цикла индивидуального потребления Р. Блэкуэлла, П. Миниарда, Дж. Энджела. Сделан вывод о масштабности распространения практик медиатизированного потребления и значительной вовлеченности в них пользователей YouTube. На примерах конкретных YouTube-каналов и видеоконтента с потребительской тематикой показано, что к настоящему времени интернет сформировал и предлагает пользователям медиасреду для осуществления замкнутого цикла потребления: от стадии узнавания о товаре до его публичного потребления и избавления от него. Констатируется, что широкое распространение феномена медиатизации потребления создало новый контекст потребления для многих интернет-пользователей. Особенностями этого нового контекста являются смещение традиционных границ приватности, расширение аудитории наблюдающих потребление до неопределенного множества. Важнейший аспект феномена медиатизированного потребления - возможность его конвертации в финансовые ресурсы, то есть, по сути, коммерциализация потребления.

Ключевые слова


медиатизация; медиатизация потребления; виртуализация потребления; коммерциализация потребления; практика медиатизации потребления; модель потребления

Полный текст:

PDF

Литература


Гуреева А. А. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского государственного университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208.

Livingston S. On the mediation of everything: ICA presidential address 2008 // Journal of communication. 2009. № 59 (1). P. 1-18. URL: http://eprints.lse.ac.uk/21420/1/On_the_mediation_of_everything_(LSERO).pdf (дата обращения: 28.01.2021).

Михайлова Е. В. Beauty-blogging на YouTube как новая медиасреда, опосредующая потребление // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 75-79.

Burgess J., Green J. YouTube: Online Video and Participatory Culture. Cambridge: Polity Press, 2009. 186 p.

Burgess J., Green J. Agency and Controversy in the YouTube Community // In: Proceedings IR 9.0: Rethinking Communities, Rethinking Place - Association of Internet Researchers (AoIR) conference, IT University of Copenhagen, Denmark. URL: http://eprints.qut.edu.au/15383/1/153 83.pdf (дата обращения: 28.01.2021).

Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой. Отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 159 с.

Mediascope WEB-index // Медиаскоп. Ноябрь 2020. URL: https://webindex.mediascope.net/report?id=88155 (дата обращения: 28.01.2021).

Digital clothes are now available in Russia. Do they have a future // Russia Beyond. 14.03.2020. URL: https://www.rbth.com/science-and-tech/331826-digital-clothes-in-russia (дата обращения: 28.01.2021)

Вайнштейн О. Everybody lies: фотошоп, мода и тело // Теория моды. 2017. № 43. С. 201-234.

Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. СПб: Питер, 2007. 944 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-1-66-75

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)