Активность граждан в социальных сетях: факторы влияния

Tatyana S. Akopova, Anna V. Tikhonova

Аннотация


Данная статья посвящена исследованию интернет-активизма, а также анализу внешних факторов, которые прямо или косвенно влияют на активность граждан в социальных сетях. Авторы рассматривают понятие интернет-активизма, его «действия» в сети, а также различные точки зрения исследователей в области гражданской активности на эффективность такого способа политического участия граждан. В основной части работы представлены материалы современных исследований, в которых рассматриваются гражданская активность в интернете, а также причины высокой или низкой гражданской интернет-активности. На основе рассмотренных материалов авторы выделяют главные факторы активности граждан в социальных сетях. С целью выявления зависимости количества обращений граждан в социальных сетях от иных внешних факторов авторами было проведено собственное исследование. В работе используется метод социологического анализа, а именно расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена, для определения зависимости количества обращений граждан Ярославской области в социальных сетях от численности населения региона, а также от уровня проникновения интернета в муниципальные образования области. Анализ показал, что количество жалоб, обращений по проблемам, запросов со стороны населения к органам исполнительной власти в социальных сетях в Ярославской области зависит от числа людей, живущих в различных муниципальных образованиях региона, а также от уровня проникновения жителей этих муниципальных образований в интернет-пространство. Результаты анализа также позволяют делать вывод, что активность граждан в социальных сетях в том или ином регионе можно оценить по вышеперечисленным показателям.

Ключевые слова


Интернет; социальные сети; активность граждан; активизм; обращения граждан; Ярославская область; ранговая корреляция Спирмена

Полный текст:

PDF

Литература


Салова И. А., Алексеенко А. И. Диагностика возможности использования потенциала социальных сетей для организации пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. 2019. Том 7. № 4. С. 41-52.

Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 с.

Фролов А. А., Агурова А. А. Индексный анализ гражданской активности в социальных сетях // Известия Иркутского гос. университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 28-43.

Gladwell M. Why the Revolution Will Not Be Tweeted // The New Yorker. 04.10.2010. URL: www.newyorker.com/magazine/2010/10/04/small-change-malcolm-gladwell (дата обращения: 30.10.2020).

Morozov E. The brave new world of slacktivism // Foreign Policy. 19.05.2009. URL: http://foreignpolicy.com/2009/05/19/the-brave-new-world-of-slacktivism/ (дата обращения: 30.10.2020).

Fox S. Is It Time to Update the Definition of Political Participation? // Parliamentary Affairs. 2014. Vol. 67. Is. 2. P. 495-505.

Bennett L. W. The Personalization of Politics: Political Identity, Social Media, and Changing Patterns of Participation // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2012. № 644. P. 20-39.

Dalton R. Citizenship Norms and the Expansion of Political Participation // Political Studies. 2008. № 56. P. 76-98.

Балашов А. Н., Бочанов М. А. Интернет-технологии как фактор развития политической активности граждан: тренды и противоречия // PolitBook. 2017. № 2. С. 22-34.

Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и власти// Полис. Политические исследования. 2011. № 1. С. 140-152.

Палатников Д. Е., Соколов А. В. Человек политический в Интернет-среде: типичные практики и модели поведения (на примере Ярославской области) // Возможности и угрозы цифрового общества: сборник научных статей / Под общ. ред. А. В. Соколова, А. А. Власовой. Ярославль, 2019. С. 91-95.

Садилова А. В. Практики российского интернет-активизма на субнациональном уровне // Человек. Сообщество. Управление. 2015. Т. 16. № 4. С. 49-59.

Киняшева Ю. Б. Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 3-10.

Российский интернет-фестиваль // РИФ+КИБ 2019. URL: https://goo.su/2OeP (дата обращения: 22.10.2020).

Названы регионы России, где живут самые активные пользователи Интернета // LIFE. 06.07.2020. URL: https://life.ru/p/1333015 (дата обращения: 22.10.2020).

Соколов А. В. Социальные сети в конфликтах городских сообществ // Траектории политического развития России: Институты, проекты, акторы: материалы Всероссийской научной конференции РАПН, г. Москва, МПГУ, 6-7 декабря 2019 г. М.: МПГУ, 2019. С. 375-376.

Росстат опубликовал данные по проникновению ШПД в регионах России // d-russia.ru. URL: https://d-russia.ru/rosstat-opublikoval-dannye-po-proniknoveniju-shpd-v-regionah-rossii.html (дата обращения: 20.12.2019).

Разумов И. В. Бизнес в области политического маркетинга. Ярославль, 2003. 154 с.

Ярославская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Ярославль, 2019. 103 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-4-314-323

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)