Критерии и показатели гуманитарного анализа

Елена Витальевна Конева

Аннотация


В статье рассматриваются методологические и методические аспекты психологической гуманитарной экспертизы, в частности проблема критериев гуманитарного потенциала материальных объектов и информационных продуктов, анализируемых в процессе экспертизы. Приведены точки зрения разных авторов на возможности разработки критериев. Показано, что они могут базироваться на теории психического развития, на критериях качества деятельности, в которую включен анализируемый продукт, на задачах гуманитарной экспертизы, на привлечении данных психодиагностических процедур. В статье обсуждена, кроме того, проблема показателей, которые должны отражать критерии, используемые экспертами. В отличие от критериев, которые могут быть едины для разных объектов экспертизы, показатели специфичны для отдельных гуманитарных продуктов. Приведены примеры использования критериев и показателей гуманитарного анализа для различных объектов.

Ключевые слова


психологическая гуманитарная экспертиза; эксперты; гуманитарные продукты; критерии; показатели; задачи возрастного развития; psychological humanitarian examination; experts; humanitarian products; criteria; indicators; tasks of age development

Полный текст:

PDF

Литература


Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. М: НИИ школьных технологий. 2006. 184 с.

Меняйлова Т. А. О необходимости введения гуманитарной экспертизы работы образовательных учреждений. URL: school-c.ru (дата обращения: 04.02.2019).

Леонтьев Д. А., Иванченко Г. В. Комплексная гуманитарная экспертиза. Методология и смысл. М.: Смысл, 2008. 84 с.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 06.04.2019).

Смирнова Е. О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 5-12. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n2/41932.shtml. (дата обращения: 20.05.2019).

Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Е. О. Смирнова, Н. Г. Салмина, Е. А. Абдулаева [и др.] // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16-25.

Журавлева О. Н. Гуманитарная экспертиза содержания современного школьного учебника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 1. С. 24-28.

Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл. 1999. 137 с.

Нартова-Бочавер С. К. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Памятники исторической мысли, 2016. 220 с.

Фуникова Д. В., Конева Е. В. Психологическая гуманитарная экспертиза среды проживания // Научный поиск: сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей. Ярославль, 2019. С. 34-38.

Лепешинский H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. URL: http://elibrary.miu.by/journals!/item.pj/issue.15/article.3.html. (дата обращения: 14.06.2018).

Владимиров О. С., Конева Е. В. Влияние компьютерных игр на психическое развитие в контексте школьной учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конфер. / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: ЯГПУ, 2018. Ч. 2. С. 192- 194.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2019-4-65-70

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)