Семейная среда и речевое развитие

Елена Витальевна Конева, Лилия Сергеевна Русанова, Диана Ильдаровна Сарымсакова, Владимир Константинович Солондаев

Аннотация


В статье описаны результаты исследования связи фактора проживания в городской или сельской местности и некоторых социально-психологических особенностей семьи, семейного функционирования. Обнаружено, что ряд особенностей семьи обусловлен местом проживания испытуемых. Полученные результаты позволяют рассматривать эти особенности как промежуточные в цепи «место проживания => особенности семьи => особенности речевого развития» и зафиксировать один из компонентов, входящий в систему взаимодействия макро- и микросредовых условий психического развития.

Ключевые слова


семья; психическое развитие; речевoе развитие; дети; дошкольный возраст; взаимooтнoшения; микросреда; макросреда; mental development; speech development; preschool children; family; relationships; microenvironment; macroenvironment

Полный текст:

PDF

Литература


Русанова Л. С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 112-115.

Бедность и развитие ребенка /под ред. Д. А. Александрова, В. А. Иванюшиной, К. А. Маслинского. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. 392 с.

(Baby) Talk to Me: The Social Context of Infant-Directed Speech and Its Effects on Early Language Acquisition / R. Michnick [et al.] // Psychological Science. 2015. Vol. 24 (5). Р. 339-344. URL: http://www.psy.miami.edu/faculty/ (дата обращения: 05.06.2018).

Hoff-Ginsberg E. The relation of birth order and socioeconomic status to children’s language experience and language development // Applied Psycholinguistics. 1998. Vol. 19. P. 603-629. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/applied-psycholinguistics/article/relation-of-birth-order-and-socioeconomic-status (дата обращения: 10.08.2018).

Do bilinguals have two personalities? A special case of cultural frame switching / N. Ramírez-Esparza [et al.] // Journal of Research in Personality. 2014. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.152.2241 (дата обращения: 11.08.2018).

Weisleder A., Fernald А. Talking to Child- ren Matters: Early Language Experience Strengthens Processing and Builds Vocabulary // Рsychological Science. 2013. Vol. 2143, № 24(11). Р. 2152. URL: https://www.scholars.northwestern.edu/en/publications/talking-to-children-matters-early-language (дата обращения: 19.04.2018).

Importance of parent talk on the development of preterm infant vocalizations. Pediatrics / M. Caskey [et al.]. 2011. № 128. URL: http:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22007020 (дата обращения: 11.03.2018).

Базылевич Т. Ф., Колядина Т. В. К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника // Мир психологии. 2007. № 4. С. 189-201.

Куницына В. Н., Юмкина Е. А. Семейные отношения и дом (метод изучения внутрисемейных отношений). СПб: Изд-во ЛЕМА, 2015. 89 с.

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкин Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. 360 с.

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 352 с.

A language and environment for statistical computing. Foundation for Statistical Computing. Vienna, Austria. 2018. URL: https://www.R-project.org/ (дата обращения: 03.08.18).

Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. С. 276-278.

Кравченко Ю. В. Влияние супружеских потребностей на стабильность молодой семьи в контексте сельского и городского пространства // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 118-124.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2018-4-81-85

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)