Развитие символических функций в рисовании и модель психического

Наталья Александровна Королёва

Аннотация


В статье представлены результаты экспериментального исследования в развитии модели психического символических функций в изобразительной деятельности дошкольников. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 3-4 и 5-6 лет с типичным развитием. Результаты показали, что развитие понимания и использования символических средств в рисовании происходит гетерохронно.

Ключевые слова


модель психического; символические функции; рисование; детский рисунок; дошкольный возраст; когнитивное развитие; theory of mind; symbolic functions; drawing; children’s drawing; preschool age; cognitive development

Полный текст:

PDF

Литература


Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: ИП РАН, 2009. 345 с.

Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. 218 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 284 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. 367 с.

The impact of pretend play on children’s development: A review of the evidence / A. S. Lillard [et all.] // Psychological bulletin. 2013. 139(1). С. 218- 234.

Baron-Cohen S. The evolution of a theory of mind. N. Y., 1999. 256 с.

Schwebel D. C., Rosen C. S., Singer J. L. Preschoolers’ pretend play and theory of mind: The role of jointly constructed pretence // British Journal of Developmental Psychology. 1999. Т. 17, №. 3. С. 333-348.

Youngblade L. M., Dunn J. Individual differences in young children’s pretend play with mother and sibling: Links to relationships and understanding of other people’s feelings and beliefs. Child Development,1995, 66(5), р. 1472-1492.

Astington J. W., Jenkins J. M. Theory of mind development and social understanding // Cognition and Emotion. 1995. № 9(2/3). С.151-165.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 183 с.

Ферс Г. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003.105 с.

Luquet G. H. Le dessin enfantin. P.: F. Alcan, 1927. 284 с.

Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 153 с.

Freeman N. H., Janikoun R. Intellectual realism in children’s drawings of a familiar object with distinctive features // Child development. 1972. № 8. С. 1116-1121.

Freeman N. H., Sanger D. Commonsense aesthetics of rural children // Visual Arts Research. 1995. № 3. P. 1-10.

Bloom P., Markson L. Intention and analogy in children’s naming of pictorial representations // Psychological Science. 1998. Т. 9, №. 3. С. 200-204.

Browne C. A., Woolley J. D. Theory of mind in children’s naming of drawings // Journal of Cognition and Development. 2001. № 2(4). P. 389-412.

Armitage E., Allen M. L. Children’s picture interpretation: Appearance or intention? // Developmental psychology. 2015. № 51(9). P. 1201.

Bonazinga L. A., Prelock P. A., Taylor R. S. Beyond false beliefs: The development and psychometric evaluation of the Perceptions of Children’s Theory of Mind Measure-Experimental Version // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. № 38(1). P. 143-155.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2018-2-111-115

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)