Креативность как детерминанта метакогнитивной регуляцииуправленческой деятельности

Александр Анатольевич Карпов

Аннотация


В статье рассматриваются психологические особенности креативности как общей способности в контексте ее закономерной взаимосвязи с основными параметрами метакогнитивной сферы личности. Данная взаимосвязь подробно и всесторонне раскрыта в контексте управленческой деятельности. Описаны наиболее важные предпосылки для проведения исследования: доказанная зависимость уровня интеллекта и обучаемости от степени структурной организации метакогнитивных процессов и качеств личности в условиях реализации различных видов профессиональной деятельности. Выявлены конкретные характеристики зависимости между уровнем развития креативности и значениями индексов структурной организации основных параметров метакогнитивной сферы личности в управленческой деятельности. Установлены характеристики детерминационных отношений между творческими способностями и основными параметрами метакогнитивной сферы личности. Сформулированы представления, согласно которым креативность выступает одной из детерминант метакогнитивной регуляции деятельности управленческого типа, в том числе в структуре процессов принятия управленческих решений.

Ключевые слова


креативность; управленческая деятельность; метакогнитивная регуляция; зависимость; взаимосвязь; принятие управленческих решений; элиминативное поведение; creativity; management; metacognitive regulation; dependence; correlation; managerial decision-making; eliminative behavior

Полный текст:

PDF

Литература


Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.

Карпов А. А. Интеллект как детерминанта метакогнитивных качеств личности // Вестник ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 82-88.

Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

Карпов А. А. Феноменология и диагностика метакогнитивной сферы личности. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 208 с.

Карпов А. А. Основные тенденции развития современной метакогнитивной психологии: учебное пособие. Ярославль: Филигрань, 2017. 218 с.

Карпов А. А., Карпов А. В. Введение в метакогнитивную психологию: учебное пособие. М.: МПСУ, 2015. 512 с.

Metacognition: Knowing about Knowing / J. Metcalfe, A. Shimamura P. (Eds.). Cambridge, MA: MIT Press, 1994. 348 p.

Карпов А. А. Структурно-феноменологический подход в метакогнитивной психологии // Вестник ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Гуманитарные науки. 2016. № 4 (35). С. 24-29.

Карпов А. А., Асоев Б. М. Креативность как фактор организации метакогнитивных качеств личности в учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 56-63.

Карпов А. В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей // Способности и деятельность. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1989. С. 28-42.

Карпов А. В. Психология групповых решений: монография. М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2000. 532 с.

Мэйджер Ч. Кто такой харизматичный лидер? // Психология современного лидерства. М.: Когито-Центр, 2007. 288 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2018-1-84-90

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)