Влияние категориальной структуры задачи на процесс решения

Екатерина Николаевна Морозова, Сергей Юрьевич Коровкин

Аннотация


Статья посвящена вопросу влияния категориальной структуры творческих задач на процесс и скорость их решения. В предыдущем исследовании нами было установлено, что подсказки к творческим задачам, сформулированные в семантических категориях различной частотности, оказывают значимое влияние на время решения. При этом наиболее частотные подсказки помогают решить задачу успешнее всего. В настоящем исследовании сами задачи были сформулированы в семантических категориях разной частотности: базовых - наиболее употребляемых, средней частотности и редких словах. Выяснилось, что частотность семантических категорий, в которых сформулирована задача, не влияет на решение.

Ключевые слова


решение задач; творческое мышление; семантические категории; базовая категория; частотность употребления слов; problem solving; creative thinking; semantic categories; natural category; frequency of words using

Полный текст:

PDF

Литература


Валуева Е. А. Интеллект, креативность и процессы активации семантической цепи: авто-реф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.

Martindale C. Personality, situation, and creativity // Hand of creativity. N.-Y.: Plenum, 1989. P. 211-232.

Collins A. M., Loftus E. F. A Spreading Activation Theory of Semantic Processing // Psychological Review. 1975. Vol.82, N. 6. P. 407-428.

Rosch E. Universals and cultural specifics inhuman categorization // Cross-cultural perspectives on learning. N.-Y: Halsted Press, 1975. P. 26-48.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Книга 1: Разум вне машины. М.: Гнозис, 2011. 792 с.

Demystification of cognitive insight: opportunistic assimilation and the prepared-mind perspective / C. M. Seifert [et all] //The Nature of Insight. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. P. 65-124.

Морозова Е. Н. Когда мышление слепнет: проверка модели активации семантических сетей // Шестая международная конференция по когнитивной науке: тез. докл.: в 2 т. Калининград, 2014. Т. 2. С. 437-438.

База вопросов «Что? Где? Когда?». URL: http://db.chgk.info/ (дата обращения: 30.12.2016).

Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. 1112 с.

Коровкин С. Ю., Морозов И. М. Проблема понимания при передаче опыта // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. М.: ИП РАН, 2016. С. 116-143.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2017-2-106-109

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)