Аналитический навык как катализатор формирования психологической проницательности студентов-психологов

Marina A. Kudaka, Ekaterina M. Kotik

Аннотация


Социально-психологическая компетентность психологов обеспечивает возможность реализации специалистами своего потенциала и повышения эффективности и успешности профессиональной деятельности, является непосредственно связанной с таким понятием, как психологическая проницательность. В ходе исследования были сопоставлены особенности психологической проницательности (объективность-субъективность психологической проницательности) студентов-психологов с уровнем развития их аналитического навыка, поскольку именно он может выступать катализатором для формирования верных умозаключений, выводов. Полученные результаты могут быть учтены при выстраивании учебно-воспитательной работы в вузе, а также при разработке отдельных программ и курсов по развитию психологической проницательности у студентов-психологов.

Ключевые слова


педагогическая психология; социально-психологическая компетентность; психологическая проницательность; особенности психологической проницательности; аналитический навык; развитие психологической проницательности

Полный текст:

PDF

Литература


Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 273 с.

Сметанина М. Ю. Модель социально-психологической компетентности школьного психолога // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 76-82.

Кунаковская Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж. 2003. 24 с.

Атавуллаева М. К. Психологические детерминанты формирования социально-психологической компетентности учителей начальных классов // European research. 2023. № 3 (81). С. 39-40.

Борисова А. А. Психологическая проницательность. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 44 с.

Зазыкин В. Г. Психология проницательности. М: Изд-во РАГС, 2002. 130 с.

Ерастов Н. П. Психология общения: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1979. 28 с.

Есманская Н. Е. Художественная литература как источник психологических знаний о человеке. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2020. 72 с.

Психологический словарь / [Авт.-сост. В. Н. Копорулина и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 451 с.

Психологический словарь / под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 223 с.

Шабанова И. А. Критериальный подход к оценке качества выполнения ситуационных задач // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 131-138.

Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 4. С.68-75. DOI 10.23951/2307-6127-2021-4-68-75.

Келдибекова А. О., Кушбак К. Н., Аширбекова П. К. Приемы развития аналитических навыков и критического мышления школьников при углубленном обучении математике // Мир педагогики и психологии. 2019. № 1. С. 88-100. EDN VUGHLB.

Дементьева Ю. В. Формирование аналитических умений и навыков в процессе профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 32 с.

Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Формирование аналитической компетенции студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 10. С. 174-179. EDN WXDPDD.

Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. 966 с.

Игракова О. В. Формирование аналитического мышления у студентов педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. Славянск-на-Кубани, 2006. 139 с.

Корсунский Е. А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 144-149.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2024-4-672-683

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)