Правовые и психологические основания определения информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей

Elena V. Koneva, Snezhana V. Simonova

Аннотация


Статья посвящена исследованию психологических и правовых аспектов содержания категории вреда как критерия оценки информации, адресованной несовершеннолетним. На основе анализа российского законодательства в области информационной безопасности детей делается вывод об отсутствии на нормативном уровне определенных, но при этом необходимых и достаточных критериев вычленения вредной для детей информации. В целях устранения выявленных недостатков в работе формулируются предложения о введении в России контентной маркировки информационной продукции, а также об учете условий распространения информации. Одним из перспективных направлений развития правового регулирования отношений в сфере защиты детей от деструктивной информации предлагается считать риск-ориентированный подход к оценке вероятности причинения вреда психике ребенка. Особое внимание в работе уделено анализу содержания психически вредного для детей контента. При этом авторы обосновывают целесообразность использования такого более точного критерия оценки информации, как критерий «негативного влияния информации на психическое развитие ребенка». В работе указывается, что информационная продукция в идеале должна способствовать становлению психических новообразований возраста потребителей или хотя бы не препятствовать этому. На примере задач психического развития детей в определенные возрастные периоды в работе иллюстрируются недостатки текущей возрастной категоризации информационной продукции и предлагаются варианты ее совершенствования.

Ключевые слова


информационная безопасность; вред; вредная информация; Интернет; компьютерные игры; психическое развитие детей; возрастные новообразования

Полный текст:

PDF

Литература


Саломатова О. В. Компьютерная активность и особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 1. С. 136-147.

Марцинковская Т. Современная психология - вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 1-10.

Прихожан А. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста // Психологические исследования. 2010. Т. 3, № 9. С. 1-16.

Бородин К. В. Правовая защита несовершеннолетних от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяющейся в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7. С. 68-74.

Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 2) / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, C. Ю Гаямова [и др.] // Психология и право. 2017. Т. 7, № 2. С. 19-32.

Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 1) / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, C. Ю Гаямова [и др.] // Психология и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 1-12.

Архирейска Т. Ю. Правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2018. № 35. С. 5-9.

Астафичев П. А. Законодательство о защите детей от приносящей им вред информации в механизме ограничений конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 17-22.

Букалеров И. А., Лапшин В. Ф., Остроушко А. В. Риск-ориентированный подход в области правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних // Вестник Сургутского университета. 2021. № 1. С. 76-83.

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект // Системная психология и социология. 2017. №. 3. С. 24-33. URL: http://systempsychology.ru/journal/2017_23/445-e-s-romanova-l-v-makshanceva-k-postanovke-problemy (дата обращения: 13.04.2022).

Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Е. О. Смирнова [и др.] // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16-25. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012008/SPo-016. (дата обращения: 12.03.2020).

Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками / Е. О. Смирнова [и др.] // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 33-45.

Бюллетень кинопрокатчика URL: https://www.kinometro.ru/analytics/show/name/sistema_vozrastnyh_rejtingov_v_rossii (дата обращения: 12.04.2022).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2022-3-436-445

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)