Психологический анализ информационных материалов в судебной и внесудебной практике

Elena V. Koneva

Аннотация


Статья посвящена методологическим вопросам анализа информационных материалов в рамках психологической судебной экспертизы и психологической гуманитарной экспертизы. Авторство и публикацию информационных материалов можно рассматривать как своеобразную коммуникацию их создателя и потребителей. В обоих видах экспертизы материал в настоящее время анализируется в основном с позиций одной из сторон коммуникации, что частично связано с объективными обстоятельствами. Однако это затрудняет выработку критериев экспертного анализа, необходимых для аргументированных ответов на поставленные перед экспертизой вопросы. Проблема решена применительно к психологической судебной экспертизе, но остается острой в отношении экспертизы гуманитарной. Анализ особенностей восприятия и понимания информационного продукта потребителем может способствовать разрешению обозначенной проблемы.

Ключевые слова


информационные материалы; контент; публикатор; потребитель; психологическая судебная экспертиза; психологическая гуманитарная экспертиза; критерии экспертного анализа; коммуникация

Полный текст:

PDF

Литература


Секераж Т. Н. Психологическое исследование информационных материалов: становление нового вида судебной психологической экспертизы и новой экспертной специальности // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Т. 14, № 1. С. 35-43.

Секераж Т. Н., Кузнецов В. О. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза: формы, виды, перспективы развития // Теория и практика судебной экспертизы. 2016. 4(44). С. 98-107.

Боков М. Б. Коммуникативная функция СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 5 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-funktsiya-smi/viewer (дата обращения: 26.05.2021).

Шевцова Н. В. Коммуникативная функция буктрейлеров к произведениям классической литературы // Челябинский гуманитарий. 2012. № 3 (20). С. 68-74.

Кукушкина О. В., Сафонова Ю. А., Секераж Т. Н. Методика проведения психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014. 98 с.

Леонтьев Д. А., Иванченко Г. В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. М.: Смысл, 2008. 84 с.

Конева Е. В. Экспертиза деятельности и деятельность эксперта // ЧФ: Человеческий фактор: Социальный психолог. Ярославль, 2019. С. 267-277.

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект // Системная психология и социология. 2017. № 3. С. 24-33. URL: http://systempsychology.ru/journal/2017_23/445-e-s-romanova-l-v-makshanceva-k-postanovke-problemy (дата обращения: 01.12.2020).

Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. 2006. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30490424_14931161.pdf (дата обращения: 02.07.2021).

Сергиенко Е. А., Таланова Н. Н., Лебедева Е. И. Телевизионная реклама и дети / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт психологии РАН», 2013. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=YC7XC5 (дата обращения: 24.06.2021).

Репина В. А. Понимание рекламы лекарственных препаратов продавцами рекламы и покупателями лекарств // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-reklamy (дата обращения: 21.06.2021).

Липовая О. А. Особенности понимания учебных текстов по психологии // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-uchebnyh-tekstov-posihologii (дата обращения: 05.07.2021).

Степнова Л. А. Психологическая экспертиза информации, пропагандирующей подростковый суицид // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 222-223. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28886907_27959573.pdf (дата обращения: 17.06.2021).

Коробова С. Ю., Грязева-Добшинская В. Г., Аскерова А. Т. Особенности идентификации с персонажами культового фильма в контексте проблем социальной идентичности зрителей // Психология. Психофизиология. 2018. Т. 11, №. 3. С. 24-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-identifikatsii (дата обращения: 01.12.2020).

Конева Е. В., Процевская В. Н. Восприятие интернет-контента в зависимости от возраста // Новое слово в науке: стратегии развития. 2020. № 1. С. 68-70. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/738/Action738-553048.pdf (дата обращения: 17.06.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2022-1-118-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)