Анализ предсказательных возможностей метакогнитивных стратегий в выраженности профессионального мышления военнослужащих

I. O. Smolentsev, J. M. Perevozkina, M. I. Fedorishin

Аннотация


В статье рассматривается профессиональное мышление применительно к условиям военной деятельности. Цель - выявление модели метакогнитивной компетентности курсантов, способствующей успешному становлению профессионального мышления в условиях воинской деятельности. Осуществлено построение двух регрессионных моделей посредством множественного пошагового регрессионного анализа с включением. В первой модели переменной откликом выступил надситуативный стиль мышления военнослужащих, определяемый по опроснику «Определение доминирующего уровня проблемности при решении служебно-профессиональных проблемных ситуаций». Во второй модели переменной откликом выступил тип профессионального мышления, определяемый на основе кейс-метода. В качестве переменных предикторов выступили метакогнитивные стратегии курсантов. Удалось установить, что обе регрессионные модели являются статистически значимыми, уровень вероятности ошибки менее 0,01 % и объясняют более 40 % изменчивости переменных откликов. Все метакогнитивные стратегии (шесть переменных предикторов) в первой модели имеют статистически значимую связь с переменными откликами (p≤0,05). Прогностическое воздействие на доминирование у курсантов определенного типа профессионального мышления носит характер структурного взаимодействия. Такие метакогнитивные стратегии, как приобретение информации, концентрация, управление временем и уровень рефлексии, являются фасилитаторами для формирования надситуативного уровня профессионального мышления курсантов. Тогда как метакогнитивные знания и метакогнитивная активность выступают ингибиторами.

Ключевые слова


профессиональное мышление; метакогнитивные стратегии; надситуативное мышление; структурность; взаимодетерминация; военнослужащие; курсанты

Полный текст:

PDF

Литература


Computerized cognitive testing norms in active-duty military personnel: Potential for contamination by psychologically unhealthy individuals / I. Coffman [et al.] // Applied Neuropsychology: Adult, 2018. № 25 (6). P. 497-503.

Cohen S. G. and Mankin D. Collaboration in virtual organizations // Trends in organizational behavior / Edited by: C. L. Cooper and D. M. Rousseau. 1999. N 6. P. 105-120.

Kraiger K., & Wenzel L. H. Conceptual Development and Empirical Evaluation of Measures of Shared Mental Models as Indicators of Team Effectiveness // Team Performance Assessment and Measurement Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. P. 63-84.

The influence of shared mental models on team process and performance / J. E. Mathieu [et. al.] // Journal of Applied Psychology. 2000. N 85 (2). P. 273-283.

Breslau J., Setodji M. J., Vaughan C. A. Is cohesion within military units associated with post-deployment behavioral and mental health outcomes? // Journal of Affective Disorders. 2016. N 198. P. 102-107.

Prospective associations of perceived unit cohesion with postdeployment mental health outcomes / L. Anderson, L. Campbell-Sills, R. J. Ursano [et al.] // Depression and Anxiety. 2019. N 36 (6). P. 511-521.

Conservation of resources in the organizational context: The reality of resources and their consequences / S. E Hobfoll [et al.] // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2018. N 5 (1). P. 103-128.

Chu D. C., Cretacci M. A. Comparison of Chinese male and female police cadets’ perceived occupational self-efficacy // Policing and Society. 2020. N 30 (9). P. 1013-1026.

Zohar A., Barzilai S. A review of research on metacognition in science education: current and future directions // Stud Sci Educ. 2013. N 49 (2). P. 121-169.

Moonyoung P. Investigating Target Tasks, Task Phases, and Indigenous Criteria for Military Aviation English Assessment // Language Assessment Quarterly. 2020. N 17 (4). P. 337-361.

Кашапов М. М. Рефлексивные закономерности и механизмы творческого педагогического мышления // Ярославский психологический вестник. М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2004. Вып. 12. С. 52-59.

Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Основы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Новосибирск: НГПУ, 2014. Ч. 2. 242 с.

Федоришин М. И. Взаимосвязь саморегуляции и индивидуализации в процессе обучения у курсантов ВООВО // Ярославский психологический вестник. М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2018. Вып. 2. С. 86-90.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-4-638-647

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)