Психологические особенности восприятия и понимания текста подростками

Lyudmila G. Zhedunova, Nikolay N. Posysoev

Аннотация


В статье рассматривается проблема восприятия и понимания текста подростками. Анализируются трудности, связанные с парциальным восприятием и, соответственно, неспособностью воспринимать текст в полном объеме. Авторы обосновывают целесообразность формирования способности к децентрации у детей на материале учебных дисциплин.

Ключевые слова


текст; децентрация; субъективный образ; когнитивные стили; категориальные шкалы

Полный текст:

PDF

Литература


PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.

Зарецкая E. H. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.480 c.

Левченко Е. В. Перспективы современных исследований восприятия // Творчество в образовании, культуре, искусстве. Пермь: ПГИИК. 2000. С. 99-101.

Левченко Е. В., Ширинкина Л. В. Восприятие текста как психологическая проблема // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. Пермь, 2003. Вып. 6. С. 32-48.

Ширинкина Л. В. Восприятие текста как психологический феномен. Пермь, 2004. 250 с.

Stockdill D, Moje E. B. Adolescents as readers of culture, history, economics, and civics: The disconnect between student interest in their world and social studies schooling. Ann Arbor: University of Michigan; 2017. 36 р.

Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3-14.

Петренко В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа // Восприятие и деятельность. М., 1976. С. 268-292.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2003. 487 с.

Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука - Смысл, 1999. 350 с.

Артамонов Д. Г. Психологические особенности процесса смыслового восприятия текста // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. № 11(4). С. 15-18.

Role of the field-dependent and field-independent cognitive styles in academic evolution: A longitudinal study / H. A. Witkin [et all.] // Journal of Educational Psychology. 1977. № 69 (3). Р. 197-211.

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. СПб.: Питер, 2004. 160 с.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. Питер, 2003. 192 с.

Жедунова Л. Г., Посысоев Н. Н. Исследование когнитивной сферы воспитанников детских домов // Ярославский педагогический вестник. 1999. № 1 (19). С. 114- 121.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-3-444-451

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)