Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса

Anatoly V. Karpov, Anna V. Chemyakina

Аннотация


Представлены теоретические и методологические материалы, обосновывающие необходимость дифференциации нового класса профессиональной деятельности - субъектно-информационного. Он является качественно специфическим по отношению к двум иным, традиционно выделяемым классам, - субъектно-объектному и субъектно-субъектному. На материале наиболее репрезентативных разновидностей деятельностей этого класса, которые реализуются посредством компьютерных технологий, дана его психологическая характеристика. Показано, каким образом исследование этого класса может содействовать дальнейшему развитию психологической теории деятельности. Сформулирован новый подход к изучению данного класса деятельности, базирующийся на синтезе основных положений психологической теории деятельности и современного метакогнитивизма.

Ключевые слова


деятельность; виды деятельности; классы деятельности; субъектно-объектный класс; субъектно-субъектный класс; субъектно-информационный класс; структура деятельности; метакогнитивные процессы

Полный текст:

PDF

Литература


Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.

Карпов А. В., Леньков С. Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера. Тверь: ТГУ, 2006. 448 с.

Климов Е. А. Психология профессионала. Воронеж: МПСИ, 1996. 400 с.

Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2004. 210 с.

Kluwe R. H. Cognitive Knowledge and executive control: Metacognition // Animal mind-human mind / D. R. Griffin (Ed.). N. Y.: Springer-Verlag. 1982. P. 201-204.

Карпов А. В. Психология сознания. М.: РАО, 2015. 1080 с.

Карпов А. В., Карпов А. А. Методологические основы психологии образовательной деятельности. Т. 2: Когнитивное обеспечение. М.: РАО, 2018. 580 с.

Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: ВШЭ, 2010. 582 с.

Леньков С. Л. Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям. Тверь: Тверской гос. ун-т. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42979173 ( дата обращения: 30 апреля 2021).

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; М.:ВШЭ, 2019. 343 с.

Cognition, Metacognition, and Culture in STEM Education: Learning, Teaching and Assess-ment (Innovations in Science Education and Technology, 24) Softcover reprint of the original 1st ed. / by Y. Dori, Z. Mevarech, D. Baker. Springer, 2018. 150 р.

Karpov A. V., Karpov A. A. The interconnection of learning ability and the organization of metacognitive processes and traits of personality // Psychology in Russia: State of the Art. 2017, Issue 1. Vol. 10. Р. 67-79.

Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed. By V. Yzerbyt [et al.] SAGE Publica-tions, 2002. 253 p.

Pilot A Metacognition in Higher Education. Twente University Press, 2021. 154 р.

Koriat A. Conscious and Unconscious Metacоgnition: A Rejoinder // Consciousness and Cognition. 2000. 9. Р.193-202.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-3-422-433

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)