Специфика взаимосвязи ролевой идентичности и самооценки у подростков с умственной отсталостью

Сергей Борисович Перевозкин, Юлия Михайловна Перевозкина, Екатерина Владимировна Ветерок

Аннотация


Статья посвящена изучению взаимосвязей ролевой идентичности и самооценки у подростков с нарушением интеллекта. В статье приводится теоретический обзор современных исследований ролевой идентичности и самооценки, в том числе в подростковом возрасте. С целью изучения специфики взаимосвязи между самооценкой и ролевой идентичностью мальчиков и девочек в подростковом возрасте с умственной отсталостью применялась проективная методика «Калейдоскоп» (Ю. М. Перевозкина, Л. В. Паньшина (Зиновьева), О. О. Андроникова, Н. В. Дмитриева) и методика «Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан). Сбор эмпирических данных по описанным методикам осуществлялся в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 1». Объем выборки составил 59 подростков с легкой степенью умственной отсталости, из них 28 мальчиков и 21 девочка. Возрастной показатель варьировался от 12 до 17 лет. Для установления специфики корреляции использовался структурно-психологический метод А. В. Карпова. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании критичности в самооценке у подростков со сниженным интеллектом при идентичности к ролям, относящимся к более позднему возрастному периоду. Указанная тенденция позволяет говорить, что завышенная самооценка связана с инфантильными ролями, тогда как ролевые модели следующего возрастного периода связаны со сниженной самооценкой. Также обнаружено, что ролевая структура умственно отсталых подростков носит дезинтегрированный характер. Их роли включаются в структуру личности не на основе анализа экспектаций и сопоставления с собственными потребностями, а имитируются на основе внешних признаков. Это проявляется в трудностях, сопряженных с ролевым поведением и социализацией.

Ключевые слова


роль; ролевая идентичность; самооценка; подростковый возраст; дизонтогенез; умственная отсталость

Полный текст:

PDF

Литература


Littlefield M. B. Gender Role Identity and Stress in African American Women // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2004. Vol. 8, no. 4. P. 93-104.

Reitzes D. C. Role-Identity Correspondence in the College Student Role // The Sociological Quarterly. 1981. Vol. 22, no. 4. Р. 607-620.

Huttunen J. Father’s Impact on Son’s Gender Role Identity // Scandinavian Journal of Educational Research. 1992. Vol. 36, no. 4. Р. 251-260.

Intergenerational associations linking identity styles and processes in adolescents and their parents / K. Luyckx, S. J. Schwartz, J. Rassart, T. A Klimstra // European Journal of Developmental Psychology. 2016. Vol. 13, no. 1. Р. 67-83.

Brutsaert H. Gender-role identity and perceived peer group acceptance among early adolescents in Belgian mixed and single-sex schools // Gender and Education. 2006. Vol. 18, no. 6. Р. 635-649.

Watanabe H. Association between benefit-finding and identity development in adolescence: are there benefit-finding domains related to high identity achievement? // International Journal of Adolescence and Youth. 2019. Vol. 24, no. 1. Р. 62-73.

Cantor D. The Role of Group Therapy in Promoting Identity Development in ADHD Adolescents // Journal of Psychotherapy in Independent Practice. 2000. Vol. 1, no. 2. Р. 53-62.

Ветерок Е. В. Особенности сенсомоторной интеграции у нормативно развивающихся подростков и подростков с измененной сексуальной ориентацией // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 1. № 1. С. 149-153.

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимодетерминация учебной мотивации подростков кадетского корпуса и ролевой идентичности // ПНиО. 2019. № 4 (40). С. 225-235.

Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В., Дмитриева Н. В. Репрезентации сексуальности и психотерапевтическая работа с ними // Развитие человека в современном мире: сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2016. С. 168-177.

Рубцова О. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития ролевой идентичности старших подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. № 1. C. 26-35.

Колосова Т. А. Специфика самоидентификации у старших подростков с умственной отсталостью // МНИЖ. 2013. № 8-2 (15). С. 130-132.

Карпов А. В. Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 322-337.

Симановский А. Э. Гендерная социализация детей с задержкой психофизического развития и нарушением интеллекта: монография. Ярославль: Канцлер, 2020. 146 с.

Перевозкин С. Б., Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М. Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии // Вестник НГПУ. 2018. № 1. С. 23-44.

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Мотивационно-ролевые модели социализации в подростковом возрасте // Развитие человека в современном мире. 2020. № 1. С. 49-59.

Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2019. 307 с.

Особенности социально-ролевых семейных установок у детей с нарушениями интеллекта / А. Э. Симановский, С. Н. Воронина, Н. С. Сиротина М. И. Климычева // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 151-156.

Колосова Т. А. Гендерный аспект структуры защитного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 9. С. 65.

Каштанова С. Н., Николаева А. Н. Исследование полоролевой идентичности у подростков с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15-44.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)