Специфика субъектных детерминант процесса профессионализации медицинских сестер

Елена Викторовна Карпова, Мария Валентиновна Екатеринина

Аннотация


В статье представлены эмпирические, профессиографические и теоретические материалы, раскрывающие содержание и специфику процесса профессионализации медицинских сестер. Охарактеризовано своеобразие системы профессионально важных качеств данной деятельности как ее основных субъектных детерминант. Сформирован новый подход к трактовке системы профессионально важных качеств некоторых видов трудовой деятельности и их роли в процессе профессионализации личности. Определены детерминанты процесса профессионализации медицинских сестер, в качестве основных среди которых выступают формирование систем профессионально важных качеств, профессиональной мотивации, профессиональной идентичности в период обучения студентов. Охарактеризованы основные трудности при дифференциации профессионально важных качеств медицинских сестер и сформированы пути их преодоления.

Ключевые слова


professionalization; professionally important qualities; subject determinants; efficiency of activity; students; nurses; motivation; professional identity; профессионализация; профессионально важные качества; субъектные детерминанты; эффективность деятельности; студенты; медицинские сестры; мотивация; профессиональная идентичность

Полный текст:

PDF

Литература


Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/news-room/detail/07-04-2020-who-and-partners-call-for-urgent-investment-in-nurses (дата обращения: 10.06.20).

Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2005. 336 с.

Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 184-198.

Таусенева М. С., Доценко Е. Л. Развитие карьерной сферы: детерминанты выбора // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание / под ред. А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой, 2018. С. 198-208.

Никишина В. Б., Петраш Е. А. Изменения структуры профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1 (64). С. 42-47.

Трофимова Э. В. Стратегии профессионализации студентов медицинского колледжа // Вестник медицинского института «Реавиз». 2016. № 1 (21). С. 103-109.

Hoeve ten Y. From student nurse to nurse professional: The shaping of professional identity in nursing: Dissertation. [Groningen]: Rijksuniversiteit Groningen, 2018. 212 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/323773006_From_Student_Nurse_to_Nurse_Professional (дата обращения: 11.06. 2020).

Salisu W., Ibrahim Y., Ebrahimpour F. Challenges and facilitators of professional socialization: A systematic review // Nursing Open. 6. 10.1002/nop2.341. URL: https://www.researchgate.net/publication/334488315_Challenges_and_facilitators_of_professional_socialization_A_systematic_review (дата обращения: 11.06. 2020).

Касатикова Н. В. Способность к милосердию как профессиональное качество будущих медсестер // Медицинская сестра. 2011. № 3. С. 23-24.

Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

Богачева Е. В. Профессионально важные качества медицинских сестер // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 65-67.

Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. М.: Речь, 2006. 279 с.

Why is it so hard to consider personal qualities when selecting medical students? / D. Powis [et all] // Medical Teacher. 2019. V. 42. Р. 1-6.

Temperament and professional quality of life among Japanese nurses / K. Tanaka // Nursing Open. 2020. 7. Р. 700-710. URL: https://www.researchgate.net/publication/339030296_Temperament_and_professional_quality_of_life_among_Japanese_nurses (дата обращения: 14.06. 2020).

Лысуенко С. А., Власкина И. В. Диагностика коммуникативной компетентности как профессионально важного качества медицинских сестер психиатрического профиля // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. C. 48-53.

Duarte J. & Pinto-Gouveia J., Cruz B. Relationships between nurses’ empathy, self-compassion and dimensions of professional quality of life: A cross-sectional study // International Journal of Nursing Studies. 2016. V. 60. P. 10-16.

Quiaoit R., Villanueva J. (2020). Nursing Service Personnel’s Work Perseverance Vis a Vis Work Attributes. Thesis for: Master of Arts in Nursing. URL: https://www.researchgate.net/publication/342510196_Nursing_Service_Personnel%27s_Work_Perseverance_Vis_a_Vis_Work_Attributes (дата обращения: 10.07. 2020).

Marañón А., Isla P. Contradictory views of nursing care among students at the end of their nursing education // Journal of Advanced Nursing. 2016. 73. URL: https://www.researchgate.net/publication/306522459_Contradictory_views _of_nursing_care_among_students_at_the_end_of_their_nursing_education (дата обращения: 10.07. 2020).

Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 744 с.

Карпов А. В. Психология деятельности: в 5 т. М.: Изд. дом РАО, 2015.

Sojow L., Wajong A., Sangi N. (2018). Vocational Students’ Motivation for Professional Skills. URL: https://www.researchgate.net/publication/323338755_Vocational_Students 27_Motivation_for_Professional_Skills (дата обращения: 10.07. 2020).

Карпова Е. В., Коптева С. И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. С. 114-121.

Konuk T., Tanyer D. Investigation of Nursing Students’ Perception of Caring Behaviors // Journal of caring sciences. 2019. V. 8. P. 191-197.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2020-3-98-107

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)