Факторы влияния на поведенческие стереотипы в отношении здоровья у студентов медицинских специальностей

E. K. Fedorishcheva, Irina A. Gareeva, Kirill V. Kosilov

Аннотация


В данной статье с позиций структурно-функционального подхода исследуется влияние социально-экономических, социально-бытовых, организационных, психологических факторов образовательного пространства медицинского университета на выбор поведенческих стратегий студентов в отношении здоровьесберегающего поведения. Согласно полученным данным, студенты оценили свои поведенческие стереотипы в 2,6 балла из 5 возможных. Средняя суммарная переменная, количественно описывающая негативные поведенческие стандарты в рамках двухкомпонентной модели (факторы-стереотипы), наиболее сильно коррелирует с такими средовыми факторами, как нарушение регулярного и рационального питания, отсутствие комфортных условий проживания и обучения, недоступность по различным причинам спортивных учреждений, неудобное расписание занятий и ряд других. На основании проведенного анализа был сделан вывод от том, что актуальные модели поведения в отношении здоровья слабо применимы к исследуемой категории, что, вероятно, может быть связано с отсутствием склонности к самоанализу и рефлексии, рационализации собственного поведения, характерным для студенческой молодежной среды. В тоже время пилотное исследование склонности к копированию поведенческих стереотипов в отношении здоровья позволило сделать предварительный вывод о том, что большинство студентов называют в качестве образцов для подражания поведение друзей, преподавателей университета, в меньшей степени лидеров мнений и родителей. Эти данные могут стать основанием для дальнейшего расширенного изучения процессов формирования поведенческих стратегий в отношении здоровья и анализа полученных результатов в свете представлений о социально приемлемом поведении личности как результате научения и коммуникативном воздействии на личность.

Ключевые слова


students; educational space; environmental factors; health saving behavior; behavioral stereotypes; structural and functional approach; social processes; студенты; образовательное пространство; здоровьесберегающее поведение; факторы среды; поведенческие стереотипы; структурно-функциональный подход; социальные процессы

Полный текст:

PDF

Литература


Содержательные и организационные аспекты формирования навыков здорового образа жизни у студентов вузов / А. Э. Болотин, О. В. Миронова, С. М. Лукина, Л. В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 18-20.

Донченко В. И. Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегающим технологиям // Концепт. 2015. № 10 (октябрь). С. 111-115.

Рощина Я. М. Социальная дифференциация и образовательные стратегии российских студентов и школьников: информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2-4. С. 118-124.

Пинкер С. Субстанция мышления: язык как окно в человеческую природу. Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. 2016. 560 с.

Ковалёв А. Д. Формирование теории действия Тэлкотта Парсонса // История теоретической социологии. В 4-х тт. Т. 3. М.: Канон, 1997, С. 150-179.

Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (Фрагменты). Пер. А. Б. Рахманова // Личность. Культура. Общество. 2004. № 1 (21). С. 303-312.

Рассказова Е. И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 102-119.

Мельник С. Н. Психология личности. Владивосток: Дальневосточный государственный университет, 2004. 97 с.

Рассказова Е. И., Иванова Т. Ю. Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема «разрыва» между намерением и действием // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 105-130.

Цветкова Л. А. Социально-психологические теории формирования аддикций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 166-178.

Каплыгина И. И. Теоретические аспекты исследования воздействия информационно-образовательного пространства на здоровье и поведение человека // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). С. 143-150.

Кирякова Н. И. Теория ожидаемой полезности // Академия. 2015. № 3 (3). С. 1-4.

Роджерс Р. В. Мета-анализ исследований по теории мотивации защиты // Журнал прикладной социальной психологии. 2000. № 30 (2). С. 407-429.

Рассказова, Е. И. Психологические факторы поведения, связанного со здоровьем: на пути к интегративной модели // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 4. С. 124-139.

Бруснева В. В., Клименко Т. В. Значимые факторы и условия жизни, влияющие и формирующие состояние здоровья студенческой молодежи города Ставрополя // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012. № 3. С. 82-86.

Гареева И. А., Соболевская Т. В. Роль социальных барьеров в формировании стратегий поведения в отношении здоровья у студентов // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. Т. 2. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. С. 127-130.

Джураева Н. С. Здоровье, здоровьесберегающее поведение и качество жизни студентов // Модели, системы, сети в экон. техн. природе и о-ве. 2014. № 3. С. 155-160.

Улумбекова В. Г., Калашникова А. В. Факты о бюджете здравоохранения РФ на 2018-2020 года // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. № 4. С. 17-20.

Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья // Земской врач. 2014. № 2 (23). С. 41-44.

Новохатская Э. А., Яковлева Т. П., Калитина М. А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2017. № 5. С. 281-285.

Гареева И. А. Неравенства в социальном пространстве здравоохранения // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия: материалы междунар. науч.-практ. конф. в рамках III Всерос. науч. форума «Наука будущего - наука молодых». Нижний Новгород 14-15 сент. 2017 г.: в 2 т. Т. 2. Н. Новгород, 2017. С. 16-19.

Киенко Т. С. Институциональные и не-институциональные факторы формирования здоровьесберегающего поведения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1443.

Бакаев В. В., Болотин А. Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 36-39.

Новый индекс здоровьесберегающего поведения / В. В. Кузнецов, К. В. Косилов, Р. А. Байрамов, Е. К. Косилова (Федорищева), Н. И. Ющенко, Е. А. Смирнов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10 (4). С. 76-92.

Журавлева И. В., Иванова Л. Ю., Ивахненко Г. А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник института социологии. 2012. № 6. С. 113-129.

Биловус В. К., Минасян Л. А. Установки молодежи на здоровьесберегающее поведение // Создание условий в учебных заведениях высшего профессионального образования, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни: мат. межвуз. науч.-практ. конференции. Шахты, 2008. С. 68-79.

Лепихина Т. Л., Карпович Ю. В. Анализ факторов, формирующих здоровьесберегающее поведение работников // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 400-403.

Федорищева Е. К. Комплексная оценка здоровьесберегающего поведения студентов медицинских специальностей и направления его оптимизации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3 (88). С. 97-116.

Поздеева Т. В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: дис. … докт. мед. наук: 14.00.33: защищена 09.09.2008 / Поздеева Татьяна Васильевна. М., 2008. 340 с.

Корниенко Д. С., Козлов А. И., Отавина М. Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей // Гигиена и санитария. 2016. № 6. С. 577-581.

Скрининг ресурсов здоровья студентов и формирование внутри-вузовской профилактической среды: клинические, образовательные и воспитательно-педагогические аспекты / М. Е. Евсевьева, В. И. Кошель, М. В. Еремин и др. // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. № 1. С. 64-69.

Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. А. И. Федоров, С. Б. Шарманова. Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. 88 с.

Борисова Л. М., Белокурова Е. С., Лопатин С. А. Здоровьесберегающие технологии - как профилактические меры по сохранению и укреплению здоровья студентов вузов // Безопасность жизнедеятельности. 2014. № 8. С. 21-26.

Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И. В. Журавлева. Институт социологии РАН. М., 2012. С. 252-257.

Гареева И. А. Социальные барьеры современной системы здравоохранения // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 25 апр. 2016 г.): в 2 т. Т. 2. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. С. 275-278.

Хабермас Ю. Проблематика понимания смысла в социальных науках // Социологическое обозрение. 2008. № 7(3).

Хабермас Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2009. № 8(3).

Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Гульдан В. В. Способы заботы о здоровье и соматические жалобы в норме: роль представлений и роль действий // Психологические исследования. 2016. № 9(50). С. 4.

Бобылева О. В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18. Вып. 3. С. 852-854.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-3-286-299

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)