Дистанционное (удаленное) обучение: к вопросу об эффективности и доступности

Grigori A. Kliucharev

Аннотация


Обсуждается вопрос о целесообразности значительного увеличения доли дистанционного (удаленного) обучения в современной высшей школе и сокращения аудиторных занятий. Во внимание приняты следующие факторы: качество образования, его доступность, специфика дистанционного образования, экономические выгоды, персонификация учебных курсов, контроль и оценка усвоения знаний, информированность о возможностях дистанционного обучения, отношение к нему профессорско-преподавательского состава и администраций вузов. Показано, что дистанционное обучение обеспечивает качественное образование, персонифицирует учебный процесс, наиболее полно реализует принцип непрерывного образования - «учись когда, как и где тебе удобно». Исходя из внутренних потребностей университетов - решение кадровых проблем, оптимизация учебного процесса, желание улучшить качество образования и его конкурентоспособность - указаны возможные выгоды, которые стимулируют использование онлайн-курсов в образовательных программах. Изучена роль неформального дистанционного обучения, которое может стать эффективным средством воспитательной работы в высшей школе. Оно становится эффективным средством социализации не только студенческой, но других групп молодежи (например, блоговые коммуникации и сообщества). Уже сегодня активно развивается групповое самообучение, особенно в рамках неформальных сетевых сообществ, общественных и религиозных объединений. В этих социально-политических процессах университеты могут занять важную нишу, которую им изначально отводило общество и которую они более или менее успешно осваивали всю свою историю.

Ключевые слова


digital technologies; distance education; online courses; non-formal education; personification of training courses; the benefits of distance learning; teacher functions; цифровые технологии; дистанционное образование; онлайн-курсы; неформальное образование; персонификация учебных курсов; выгоды дистанционного обучения; функции преподавателя

Полный текст:

PDF

Литература


Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Диалог в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 131-134.

Шуклина Е. А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С. 140-151.

Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Книгоиздательство «Польза» В. Антик и К°, 1912. 224 с.

Фертикова Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 40-42.

Осиленкер Л. Б. Социально-экономические аспекты использования дистанционного обучения в высшей школе: автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2006. 22 с.

Попов Д. И., Попова Е. Д., Федоренко Н. М. К вопросу о качестве дистанционного обучения // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2016. № 1. С. 91-93.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Том 26. № 2. С. 60-81.

Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.

Huei-Chuan Wei, Sciprofile linkChien Chou. Online learning performance and satisfaction: do perceptions and readiness matter? // Distance Education. Vol. 41. P. 48-69. URL: https://www.scilit.net/article/a48b5781a1c8a623e9ff143e595d4296 (дата обращения: 15.05.2000).

Berg Gary A., Simonson M. Distance learning // Encyclopedia Britannica. 07.11.2018. URL: https://www.britannica.com/topic/distance-learning (дата обращения: 15.05.2020).

Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972.

Connecting online students to their higher learning institution / S. Skelcher, D. Yang, J. Jesús Trespalacios, C. Snelson. // Distance Education. Vol. 41. P. 128-147. URL: https://www.scilit.net/article/d5558489f2753f4d0301d8458c394336 (дата обращения: 15.05.2020).

Перова Ю. П. Технологии тестирования в дистанционном обучении // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2015. № 1. С. 138-141.

Усачева О. В., Черняков М. К. Оценка готовности вузов к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. № 5. С. 53-62.

Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования // Открытый Политех. URL: https://open.spbstu.ru/wp-content/uploads/2016/02/npoed_treb.pdf (дата обращения: 15.05.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-3-274-285

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)