Восприятие российскими гражданами Правительства РФ Д. А. Медведева 2018-2020 гг.: политико-психологический анализ

Vera V. Vagina

Аннотация


В настоящее время одним из актуальных направлений политико-психологического знания является изучение содержательного компонента образов власти. Автором в данной статье анализируется образ Правительства РФ, сложившийся в сознании российских граждан. Образ власти является результатом политического восприятия, на процесс формирования которого оказывает влияние совокупность различных факторов: объектных, субъектных, темпоральных, пространственных, коммуникативных. Теоретической базой исследования является теория политического восприятия. Процесс политического восприятия осложняется тем, что отношение индивида к власти и ее деятельности формируется не только в результате обращения к СМИ, но и исходя из стереотипов, присущих массовому сознанию, с опорой на опыт взаимодействия самого индивида с властью. Эмпирическим основанием послужили данные, полученные в результате проведения исследования, направленного на изучение образа Правительства РФ в сознании российских граждан. Автором статьи были выявлены некоторые особенности восприятия Правительства РФ российскими гражданами, например, такие как повышение эмоционального уровня восприятия и непринятие текущей модели взаимодействия в системе «власть-общество», потребность граждан в качественном диалоге с политическим институтом. В статье подробно проанализирован визуальный компонент образа правительства, а также субъектные и объектные факторы, обусловливающие процесс политического восприятия. Автор приходит к выводу, что в текущих реалиях политического развития нашей страны наблюдается некоторое противоречие в системе «власть-общество»: даже несмотря на то, что доверие к власти снижается, общество готово идти на компромисс и диалог.

Ключевые слова


political perception; image of power; mass consciousness; factor model; political context; subjective factors; object factors; temporal factors I; политическое восприятие; образ власти; массовое сознание; факторная модель; политический контекст; субъектные факторы; объектные факторы; темпоральные факторы

Полный текст:

PDF

Литература


Жестков М. И. Политико-психологический анализ власти в современном политическом процессе Российской Федерации // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № 7. С. 188-203.

ВЦИОМ. Деятельность государственных институтов: сайт [2019] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov (дата обращения: 25.02.2019).

Левада-Центр. Одобрение институтов власти: сайт. [2019] // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2019/07/05/odobrenie-institutov-vlasti-14 (дата обращения: 25.02.2019).

Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. 2011. № 2. С. 47-52.

Леонтьев Д. А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. М., 2000. № 1 (13). С. 19-22.

Шестопал Е. Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций, лидеров / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 8-24.

Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аргамак-медиа, 2015. 420 с.

Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018): монография / Отв. ред. Е. Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019. 656 с.

Палитай И. С. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах // Политическая наука. 2016. № Специальный выпуск. С. 193-203.

Селезнёва А. В. Образ Президента России В. В. Путина в сознании российских граждан // Русская политология - Russianpoliticalscience. 2018. № 7 (2). С. 4-11.

Смулькина Н. В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в Президенты в российской избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Философия, Социология. Политология. 2013. № 3. С. 30-36.

Джгамадзе К. Б., Рогозарь А. И. Влияние социально-демографических факторов на восприятие своей страны гражданами России // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 2. С. 1-10.

Палитай И. С. Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014-2017 гг.) // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 150-162.

Джгамадзе К. Б. Теоретико-методологические особенности изучения образа страны в массовом сознании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3. (63). Том 3. С. 40-44.

The measure and mismeasure of emotion / G. E. Marcus, M. MacKuen, J. Wolak, L. Keele // Feeling politics: Emotion in political information processing. NY.: Palgrave Macmillan, 2006. P. 31-45.

Шестопал Е. Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 81-90.

Особенности политического восприятия в современных российских условиях / А. Л. Зверев, И. С. Палитай, Н. В. Смулькина, А. И. Рогозарь // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54.

ФОМ. О старых и новых министрах. Известность министров и оценка их компетентности: сайт [2018] // ФОМ. URL: https://fom.ru/Politika/14041 (дата обращения: 25.02.2019).

Левада-Центр. Более половины россиян выступают за отставку правительства: сайт [2019] // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2019/01/14/bolee-poloviny-rossiyan-vystupayut-za-otstavku-pravitelstva/ (дата обращения: 25.02.2019).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-3-218-229

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)