Институты мышления - новый интеллектуальный проект

Tatyana S. Akopova

Аннотация


В статье рассматриваются актуальные проблемы инновационного и перспективного развития современного общества, связанные с формированием нового типа личности, способной к самоопределению в условиях нового технологического уклада и потребностей гуманитаризации социальных процессов. Философская проблема «что есть человек», поставленная наукой в глубокой древности, сегодня интерпретируется социальной практикой как требование осмыслить, что есть мыслящий человек, насколько он готов к сознательному восприятию мира и себя в мире. Востребованность интеллектуально развитой личности, субъекта социального творчества, обладающего способностью к реальному мышлению, осознанному подходу к любой ситуации, предполагает создание нового социального пространства, в котором размещаются различные институты интеллектуального развития - от традиционных до новых, инициативных. Возрастает роль всей образовательной системы - от общего до высшего образования, которая становится ведущим фактором и перспективным процессом в создании новых технологий обучения и прежде всего - обучения мышлению. Очевидное запаздывание образования в решении этой проблемы вызывает опережающие действия со стороны интеллектуальной элиты, заинтересованной в новом подходе к проблеме творчества и мышления. Свидетельством этого являются образующиеся на местах, в профессиональных сообществах, в научных кругах различного рода ассоциации, клубы, cоюзы, обсуждающие и разрабатывающие технологии мышления.

Ключевые слова


intelligence; thinking; knowledge; institutions of thinking; education; development; интеллект; мышление; знания; институты мышления; образование; развитие

Полный текст:

PDF

Литература


Поланьи М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.

Ясперс К. Духовная ситуация времени. URL: https://bookscafe.net/read/yaspers_karl-duhovnaya_situaciya_vremeni-34906.html#p1 (дата обращения: 11.08.2020)

Курносов Ю. В. Философия аналитики. М.: РИТМ, 2016. 320 с.

Артемьева Т., Микешин М. Интеллектуальные сообщества в России в эпоху Просвещения // Институт философии РАН. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/chel/ch_2/15.pdf (дата обращения: 11.08.2020)

Кукушкина Е. И. Русская интеллигенция в поисках политических смыслов. М.: Издательство Московского университета, 2015. 192 с.

Клуб мышления «Возможность русской философии». 01.11.2019. URL: https://vk.com/event164810988 (дата обращения: 11.08.2020)

Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении (курс лекций) // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 6. М., 2003. 320 с.

Клуб Мышления // TinePad. URL: https://orgthinkingclub.timepad.ru/events/ (дата обращения: 18.08.2020).

Келлет П. Конфликтный диалог: работа с пластами значений для продуктивных взаимоотношений / пер. с англ. М. А. Новицкой. Харьков.: Гуманитарный Центр, 2010. 416 с.

Клубов мышления открылись в университетских «Точках кипения» // 20.35 Информбюро. 26.12.2019. URL: // https://ntinews.ru/news/regiony/12-klubov-myshleniya-otkrylis-v-universitetskikh-tochkakh-kipeniya.html (дата обращения: 18.08.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-3-210-217

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)