Ценностно-нравственный компонент концепта «будущее» в русской лингвокультуре

Alexandra G. Stolyarova

Аннотация


Интерес исследователей к концептам - «сгусткам» человеческой культуры - не ослабевает по сей день, о чем свидетельствует большое количество работ, посвящённых концептуальному анализу в рамках лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, сопоставительного лингвострановедения, этнолингвистики, этнопсихолингвистики и др. Несмотря на это, все еще невозможно говорить об исчерпывающем описании концептосферы той или иной (в частности, русской) лингвокультуры, что заставляет автора настоящей статьи обратиться к означенной выше теме и задаться целью описать не исследованный ранее в отечественной науке концепт «будущее». Автор обращается к предложенной О. А. Корниловым методике разделения обыденного сознания на 4 уровня (сенсорно-чувственный, логико-понятийный, эмоционально-оценочный и ценностно-нравственный) и на материале паремического фонда русского языка анализирует ценностно-нравственный компонент концепта, выделяя в нем 15 сем, различные комбинации которых образуют несколько групп поведенческих норм. Результаты концептуального анализа проецируются на грамматику. Параллели с грамматическими значениями будущего времени в русском языке позволяют автору предположить наличие связи между грамматикой и содержанием концепта. Очерчивается сфера возможного применения результатов исследования в смежных с лингвокультурологией областях науки.

Ключевые слова


culture; text; discourse; genre; authorship; carnival; aphorisms; лингвокультурология; концепт «будущее»; концептуальный анализ; ценностно-нравственный компонент концепта; граммема будущего времени; грамматическое значение

Полный текст:

PDF

Литература


Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. М.: Индрик, 1997. 352 с.

Михеева Л. Н. Время в русской языковой картине мира. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 252 с.

Обухова Т. А. Вербализация концепта «время» во французском и русском языках: лингвокультурный аспект : на материале лексических единиц и свободных словосочетаний : дисс.. канд. филол. наук. Челябинск, 2011. 175 с.

Лазуткина Е. М. Оценки будущего в предложении и тексте // Логический анализ языка. Лингвофутуризм. Взгляд языка в будущее / Н. Д. Арутюнова (ред.). М., 2011. С. 210-219.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 331 с.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. М., 1992.

Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. 349 с.

Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений / В. И. Зимин. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. 736 с.

Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.

Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. URL: https://bookshake.net/r/vvedenie-v-kognitivnuyu-lingvistiku-valentina-avraamovna-maslova (дата обращения: 04.10.2019).

Глазкова С. Н. Модальная языковая картина мира русских // Россия и Запад: диалог культур. 2013. № 2. URL: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-15-01/273---q----q.html (дата обращения: 15.03.2020).

Мёдова А. А. Сознание в модусе времени. М.: NOTA BENE, 2014. 220 с.

Мамонтов А. С., Богуславская В. В., Гусман Т. Р. Феномен сознания в аспекте теории и практики обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах. Сборник статей Международной научно-практической конференции молодых учёных. Москва, РУДН, 23-24 сентября 2019 г. М., 2019. С. 51-75.

Мамонтов А. С. Сопоставительное лингвострановедение и обучение иностранным языкам // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания : сб. научных трудов. М., 2006. С. 155-163.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-2-196-204

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)