Жанровые особенности видеоинтервью в новых медиа

Lubov G. Antonova, Alesya I. Makhalova

Аннотация


Статья посвящена анализу видеоинтервью в новых медиа в контексте сложного, интегрированного понятия «гипержанр». На материале видеоинтервью, опубликованных на YouTube, предпринимается попытка охарактеризовать жанры, сложная комбинация которых составляет современное видеоинтервью в новых медиа. Особые параметры гипержанра следует характеризовать именно на интернет-платформе, которая обеспечивает дополнительный инструментарий в жанровом оформлении, включая гиперссылки, видеоподкасты, особые технологии для иллюстрирования и подтверждения фактологичности, специфические видеометафоры и видеоцитаты. Авторы считают, что, в отличие от печатных или телевизионных СМИ, данный гипержанр на интернет-платформе выступает одновременно и как информационный, аналитический, и как художественно-публицистический, что дает возможность «рассмотреть» черты смежных жанров, включенных в интегративный жанровый комплекс: беседы, хроникальной заметки, опроса, комментария, журналистского расследования и некоторых других медийных жанров. Внутрижанровое исследование видеоинтервью в новых медиа проводится с учетом вербального и невербального оформления жанровой модели, где прежде всего отмечается активный поиск автором материала индивидуального стиля. Выявляется и другая особенность современного видеоинтервью, объясняющая роль невербальных знаков, имплицитно передающих смысловые сигналы в контексте видеоинтервью, к числу которых относятся жесты, мимика, проксемика говорящего, его личные имиджевые знаки и тональность речи. В результате исследования новой модели видеоинтервью авторы статьи предлагают обобщенный медиаинструментарий современного гипержанрового образования и объясняют востребованность и популярность подобной модели в масс-медиа.

Ключевые слова


hypergenre; video interviews; new media; YouTube channel; author and addressee factor; language embodiment; гипержанр; видеоинтервью; новые медиа; YouTube-канал; фактор автора и адресата; языковое воплощение

Полный текст:

PDF

Литература


Седов К. Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / под общ. ред. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 124-136.

Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.

Щербаков А. В. Гипержанр // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / Под редакцией А. П. Сковородникова. Красноярск: СФУ, 2014. С. 97-98.

Калинина Е. И. Системно-структурное моделирование внутрижанрового пространства гипержанра «дневник» (на материале британской лингвокультуры): Автореф. … канд. филолог. наук. Кемерово, 2013. 24 с.

Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. статей / под ред. В. Е. Гольдина. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88-98.

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5: Работы 1940-х-начала 1960-х годов. М.: 1996. С. 159-206.

Щербаков А. В. Жанры публицистики // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / Под редакцией А. П. Сковородникова. Красноярск: СФУ. 2014. С. 155-156.

Махалова А. И. Тенденции развития видеоинтервью в новых медиа // Язык. Коммуникация. Культура - 2019 : альманах по итогам III Международной научно-практической конференции молодых ученых - маги-странтов и аспирантов - «Язык. Коммуникация. Культура» (20 апреля 2019 г.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 125-128.

Кобяков А. А. Расширенная классификация газетных жанров // Неофициальный сайт журфака КГУ: сайт. URL: https://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/o_zhanrakh_sovremennoj_gazetnoj_zhurnalistiki_andrej_kobjakov/6-1-0-59 (дата обращения: 15.01.2020).

Юфкина С. Б. Инфографика как конвергентный жанр в современных СМИ // Огарёв-online: электронное периодическое издание для студентов и аспирантов. 2015. № 19. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/infografika-kak-konvergentnyj-zhanr-v-sovremennyx-smi (дата обращения: 15.01.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-1-92-99

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)