Концептуализация детства в жизненных нарративах представителей двух поколений россиян

Елена Валерьевна Михайлова

Аннотация


На материалах серии нарративных интервью в статье анализируются особенности концептуализации и реконструирования детского периода жизни представителями двух поколений россиян - «беби-бумеров» и «поколения Х». Сделана попытка выявить универсальные и дифференцированные от поколения к поколению смыслы и сюжеты жизненных нарративов о детстве, составляющие суть такой концептуализации. В качестве содержательных компонентов социальной концепции детства проанализированы типичные, повторяющиеся в большинстве нарративов высказывания информантов, которые были структурированы по следующим тематическим блокам: общий фон воспоминаний о детстве, представления о временных границах детства, система взаимных ожиданий детей и родителей, социальный (внесемейный) контекст детства, оценка влияния детского опыта на дальнейшую жизнь. Подтверждается гипотеза о наличии у каждого поколения особой социальной концепции детства, показаны межпоколенные сдвиги и контрасты в осмыслении детского периода. К наиболее существенным межпоколенным отличиям отнесены концепты «золотого детства» и переходного возраста, представления о допустимой степени автономности и субъектности ребенка, вопросы участия родителей в обучении ребенка и выборе профессии, отношение к физическим наказаниям как мере воспитательного воздействия. Внутрипоколенные различия в содержании нарративов о детстве касаются оценки влияния детского периода на дальнейшую жизнь.

Ключевые слова


narrative; generation; baby boomers; generation X; conceptualization of childhood; transitional age; нарратив; поколение; беби-бумеры; поколение Х; концептуализация детства; переходный возраст

Полный текст:

PDF

Литература


Ображей О. Н. Детство как объект социологического изучения // Социологический альманах. 2012. № 1, С. 356 - 362.

Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А. Дети и детство как объекты социологического изучения // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62 - 69.

Митрофанова С.Ю. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М., 2017. С. 78-100.

Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 151-174.

Щеглова С.Н. Социология детства: социально-технологический аспект // Социальные технологии, исследования. 2003. № 1. С. 26-31.

Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest, Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research. 1991.

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584-2069. New York: William Morrow and Company, 1991.

Михайлова Е. В. История жизни и опыт поколения бабушек и дедушек в интерпретации современных студентов (на примере студентов ЯГПУ, обучающихся по специальности «Социология») // Социальные и гуманитарные знания. 2017. Том 3, № 2. С. 161-168.

Нуркова В.В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 79 - 91.

Никонов Е., Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. М., 2017. 130 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)