Развитие стратегических компетенций предприятия на основе систематизированных моделей бизнеса

Николай Борисович Акатов, Дмитрий Юрьевич Брюханов, Анатолий Александрович Сафонов

Аннотация


В статье представлен анализ опыта применения российскими промышленными предприятиями систематизированной модели «Совершенство» (EFQM) и обосновывается целесообразность ее применения для целей развития стратегических компетенций предприятия. Выводы авторов базируются на анализе тенденций применения предприятиями систематизированных моделей в мировой практике и реальных отчетах по менеджменту группы российских предприятий как участников конкурсов на европейском, федеральном и региональном уровнях за период времени, начиная с 2010 года. В статье обосновывается предположение, что наряду с организационной зрелостью, предприятие должно развивать компетенции готовности к инициированию и реализации сложных проектов организационного развития – «риск-аппетита». При этом уровень данной компетенции предлагается оценивать с использованием инструментария модели EFQM. В работе представлена группа предприятий, которая за предшествующий период продемонстрировала позитивную динамику перехода на более высокие уровни организационной зрелости, что дает основания с большей уверенностью утверждать об их готовности профессионально применять модель, с большей эффективностью используя ее методологический потенциал, сокращая сроки освоения модели и имея большие гарантии получения синергетических эффектов.

Ключевые слова


промышленное предприятие; стратегические компетенции; систематизированная модель бизнеса; уровень организационного совершенства; риск-аппетит организации

Полный текст:

PDF

Литература


Рубинштейн М. Ф., Фирстенберг А. Р. Интеллектуальная организация. Привнести будущее в настоящее и провести творческие идеи в бизнес-решения / пер. с англ. М.: ИНФРА. М, 2003. 192 с.

Лепский В. Е., Зорина Г. И. Рефлексивное предприятие 21-го века // Рефлексивные процессы и управления. 2005. №2. Т. 5. С. 21–41. URL: http://www.reflexion.ru/Library/J2005_2.pdf.

Senge P. M. The Fifth Discipline: The Age and Practice of the Learning Organization. London: Century Business, 1990.

Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2011. 384 с.

Молодчик М. А., Крутова А. В., Молодчик А. В. Эмпирический анализ влияния организационно-мотивационных механизмов на инициативу создания нового знания на промышленных предприятиях Пермского края // Журнал экономической теории. 2015. №1. С. 113–122.

EFQM Excellence Model / Модель Совершенства EFQM. Brussels, EFQM, 2013. 30 p.

Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение: Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 378 с.

Шумпетер И. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

Лалу Ф. Открывая организации будущего. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 432 с.

Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 251 с.

Брагин В. В., Корольков В. Ф. Управление организацией. Стратегия развития бизнеса. Ярославль: Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Центр качества», 2006. 480 с.

Meyer F. A. Radarise your business for success: EFQM, Brussels Representative Office, 2005. 280p.

Корж А. В., Герасимов Б. И., Сизикин А. Ю. Экономический анализ премий качества. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 80 с.

Excellent. A guide for the implementation of the EFQM-Excellence model (1999).

Конти Т. Самооценка в организациях / пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. 328с.

Усов В. Н. Рефлексивное управление: философско-методологический аспект: автореф. … д-ра философ. наук. Екатеринбург, 2008. С. 17.

Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИН-ТЕГ, 2007. 668 с.

Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2010. 225 с.

Бирштейн Б., Боршевич В. Теория рефлексивности Джорджа Сороса // Рефлексивные процессы и управление. 2011. № 1–2 (Том 11). С. 88–101.

Crouhy M., Galai D, Mark R. Model risk // Journal of Financial Engineering. 1998. V.7. №¾ (September/December). P. 267–288.

Gibson R. Model risk: Concepts, calibration and pricing. L.: Risk Pablication, 2000.

Швец В. Е. Реальные антитезы современного менеджмента качества и их разумное сосуществование // Семинар «Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства». Нижний Новгород, 2002. С. 42–43.

Акатов Н. Б., Брюханов Д. Ю., Сафонов А. А. Модель совершенства: создание основ эффективной организационной диагностики // Экономика и предпринимательство. 2015. №12 (ч. 3). С. 691–697.

Сайт Партнерской организации EFQM в России – Всероссийской Организации Качества (ВОК). URL: http://www.efqm-rus.ru/successful.php.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2016-3-159-170

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)