Коммуникативные функции деловых писем в современном русском языке

Ольга Николаевна Эль-Амари

Аннотация


В статье рассматриваются коммуникативные функции деловых писем в современном русском языке и языковые средства их выражения. Представлены контактоустанав–ливающая, информационная, побудительная, воздействующая, манипулятивная, регулирую–щая, экспрессивная, социально-культурная, интерпретативная, конфронтативная, подтвердительная, идентифицирующая функции. Установлена зависимость языковой организации делового письма от функции письменной коммуникации. Проанализированы лексические, морфологические, синтаксические средства выражения этих функций в деловом письме. Показана значимость инфинитивных конструкций, вводно-модальных слов в реализации воздействующей функции делового письма. Обращено внимание на семантику предикатов, участвующих в реализации манипулятивной, побудительной, или стимулирующей, и экспрессивной функций. Рассмотрены клишированные выражения, выполняющие контактоустанавливающую (фатическую), манипулятивную, конфронта–тивную, подтвердительную коммуникативные функции. Раскрыт двойственный характер идентифицирующей функции делового письма, служащей для проявления идентичности в профессиональной сфере, а также для сообщения об авторе письма и адресате.

Ключевые слова


деловое письмо; коммуникативная функция; письменная коммуникация; коммуникативная цель

Полный текст:

PDF

Литература


Герасименко Н. А. Бисубстантивные предложения: структура, семантика, функционирование: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 292 с.

Кибрик А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. № 2. С. 3–21.

Гак В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник Московского университета: Филология. 1997. № 3. С. 87–95.

Маркелова Т. В. Взаимодействие оценочных и модельных значений в русском языке // Филологические науки. 1996. № 1. С. 90–96.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.