Образы русских писателей в языковом сознании молодежи Ярославской области
Anna A. Talitskaya, Anastasia Yu. Livanova
Аннотация
В статье описывается специфика восприятия антропонимов лексико-семантической группы «Русские писатели» молодежным языковым сознанием (реципиентами являются жители Ярославской области). Материалом для исследования послужили антропонимы А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и И. С. Тургенев. Исследование проводилось с помощью метода направленного ассоциативного эксперимента, по результатам которого были составлены ассоциативные поля всех исследуемых стимулов. Показано, что семантические группы, которые были выделены при анализе ассоциативных полей, в целом совпадают у всех трех исследуемых антропонимов. Это такие группы, как «Значение поэта и его творчества», «Качества, приписываемые поэту», «Восприятие творчества читателем», «Литературная деятельность». Специфическими семантическими группами для антропонима А. С. Пушкин стали семантические группы «Внешность» и «Происхождение», а для антропонима М. Ю. Лермонтов - «Внешность» «Факты биографии». Для антропонима И. С. Тургенев специфических семантических групп не выделено. После обработки полученных экспериментальных данных сформулированы психолингвистические значения антропонимов. Установлено, что для всех антропонимов характерны семы как с одобрительной, так и с неодобрительной оценкой, при этом оценочные характеристики разнообразны. Сделаны выводы о высокой освоенности антропонимов языковым сознанием молодежи Ярославской области, причем наиболее освоенным оказался антропоним А. С. Пушкин.
Ключевые слова
направленный ассоциативный эксперимент; ассоциативное поле; психолингвистическое значение; семы; антропонимы; русские писатели
Литература
Влахов С. И., Флорин С. П. Непереводимое в переводе. М.: Р. Валент, 2012. 406 с.
Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1999. 180 с.
Кучешева И. Л. К вопросу об индивидуальных и групповых антропонимах в составе фразеологизмов (на материале немецкого и английского языков) // Иностранные языки в школе. 2017. № 2. С. 39-42. EDN YGCXDB.
Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2011. № 11. С. 6-9. EDN OFNIRR.
Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М.: Academia, 2001. 320 с.
Джанаева В. В. К вопросу о свободном ассоциативном эксперименте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2008. № 10. С. 14-20. EDN PVQYMB.
Стернин И. А. Лексикографическое представление психолингвистического значения слова // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15, № 2. С. 204-214. DOI 10.22363/2313-2264-2017-15-2-204-214.
Рудакова А. В. Психолингвистический толковый словарь русского языка: Вып. 1. Антропонимы / А. В. Рудакова, С. В. Коваленко, И. А. Стернин. Воронеж: РИТМ, 2018. 134 с.
DOI:
http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2024-4-526-538
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0
ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)