Междисциплинарный подход к изучению персоны как социокультурного феномена в дискурсе массовой коммуникации

Lubov G. Antonova, Alexey I. Petrov

Аннотация


В статье предпринята попытка целенаправленно рассмотреть понятие «персона» как актуальное и востребованное для дискурса массовой коммуникации. Можно говорить, что данное понятие становится своего рода социокультурным феноменом, к изучению которого подключаются разные области научного знания: культурология, имиджелогия, социолингвистика, психолингвистика, коммуникативистика. Авторы работы обращаются к аналитическому описанию особенностей персоны как социокультурного явления, с присущими ей историко-культурными характеристиками, имиджевыми личностными чертами; показывают связь данного понятия с явлениями культуры, с цивилизационными процессами в обществе. Рассматривая явления имиджевого паспорта личности, авторы раскрывают особенности образа, который персона создает и с которым ассоциируется у аудитории. Кроме того, в работе подробно представлена характеристика медиаперсоны, названы уникальные свойства персональной личности, активно заявляющей о себе в современной медийной среде. При этом основной акцент в аналитическом описании авторы делают на разграничении понятий: медиаобраза, медиаперсоны, медиаличности, выделяют критерии качественного отличия одного от другого. Отдельная часть статьи знакомит с выводами прикладного изучения самопрезентации и позиционирования медиаперсоны, характеристики ее дискурсивных отношений с целевой общественностью. Авторам удается доказать, что медиаперсона привлекает устойчивое внимание к своему образу, демонстрирует себя в контексте противоречивого провокационного медиадискурса, что противоречит социальным нормам, принятым в обществе на данный момент. Проведенное эмпирическое исследование позволяет понять, почему эпатажная, вызывающая отрицательные отзывы медиаперсона является в то же время «кумиром» молодого поколения, отражением «новых ценностей».

Ключевые слова


персона; имидж личности; дискурс массовой коммуникации; медиапространство; медиаличность; междисциплинарный подход

Полный текст:

PDF

Литература


Зайцев П. Л. Персона и цивилизация: неархаические смыслы «последнего» архетипа К. Г. Юнга // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23, № 4. С. 144-148. DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(4).144-148.

Персона // Большая российская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 22.10.2024).

Peter Simpson. The Definition of Person: Boethius Revisited // The New Scholasticism. 1988. Vol. 62, No. 2. P. 210-220. DOI 10.5840/newscholas198862223.

Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.

Обухов А. С. Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 404 с.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа / Под общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. 558 с.

Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. 336 с.

Гукасова М. М. Персона как медийный феномен социокультурного процесса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. T. 8. № 1/2. С. 135-139. DOI 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-135-139.

Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? - Москва : Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ : Дело, 1998. - 238 с.

Фадеев Д. А., Метляева Т. В. Социокультурный подход к исследованию имиджа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-3. С. 438-441. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6151#w0-tab4 (дата обращения: 22.10.2024).

Соловьев Г. М. Преобразование медийного феномена как проявление интенсиональности // Вестник Майкопского гос. технолог. ун-та. 2012. Вып. № 3. C. 53-56. EDN PNQGIL.

Абаев М., Ежихина М. «Человек медийный» - новая ступень эволюции или приложение к гаджету? Беседа с Еленой Вартановой // Наука и жизнь. 03.12.2015. URL: http://www.nkj.ru/open/27523/ (дата обращения: 25.10.2024).

Дэвис Ф. Ваш абсолютный имидж: книга политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М.: Аспект- пресс, 1997. 162 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2024-4-496-505

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)