Метафора в грамматических трудах лингвистов

Evgenia N. Laguzova

Аннотация


Объектом исследования являются метафорические номинации в научном лингвистическом дискурсе. Цель исследования заключается в системном описании структурно-семантических особенностей метафор в грамматических трудах. Выявление экспрессивных единиц в научных текстах представляется важным для всестороннего изучения соотношения рационального и эмоционального в строгих стилях речи. Обращение к тропам в научных работах по грамматике продиктовано необходимостью найти способы изложения сложного теоретического материала в вузовском преподавании синтаксиса. Рассмотрены метафоры-слова, метафоры-словосочетания и метафоры-предикативные единицы, характеризующие переходные явления в грамматике русского языка. Выделены метафорические обозначения в описании десемантизированных глагольных компонентов аналитических конструкций и глагольных связок. Проанализированы метафоры, характеризующие другие грамматические явления. Установлена роль глагольных метафор в описании конститутивных признаков предложений разных типов. Отмечены особенности субстантивных и адъективных метафор в грамматических работах. Показано, что развёрнутые метафоры демонстрируют многоаспектный характер синтаксических конструкций. Сделан вывод о том, что глагольные и субстантивные метафоры передают стремление лингвистов представить грамматическую систему как динамическую, активно развивающуюся. Использование метафорических наименований позволяет изложить грамматическую теорию более доступно, привлечь внимание к интересным языковым фактам.


Ключевые слова


метафора; глагольная метафора; субстантивная метафора; адъективная метафора; грамматика; переходность

Полный текст:

PDF

Литература


Крысин Л. П. Научный стиль // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 338.

Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. 280 с.

Арутюнова Н. Д. Метафора и научный текст // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 375-380.

Халикова Н. В. Метафора борьбы / силы как способ представления образа грамматики в работах В. В. Виноградова // Лекантовские чтения-2021: материалы Международной научной конференции (МГОУ. Москва, 22 ноября 2021 г.) / Отв. ред. Е. Н. Орехова. М.: ИИУ МГОУ, 2021. С. 345-350.

Маркелова Т. В. Рациональное и эмоциональное в лингвистическом учении П. А. Леканта: «Точки сопряжения» // Рациональное и эмоциональное в русском языке-2019. Сб. трудов Междунар. научной конференции, посвящённой памяти профессора П. А. Леканта (г. Москва, 19 ноября 2019 г.). М.: ИИУ ИГОУ, 2019. С. 16-20.

Шишлова И. Ю. Лексико-грамматические и семантические особенности фразеологизмов в научной речи // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 3. С. 73-82. DOI 10.20323/2499_9679_2023_3_34_73.

Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. 512 с.

Лекант П. А. Развитие форм сказуемого // Мысли о современном русском языке. Сб. статей / Под ред. В. В. Виноградова. М.: Просвещение, 1969. С. 140-154.

Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. М.: Высшая школа, 1982. 582 с.

Винокур Г.О. Глагол или имя? (Опыт стилистической интерпретации) // Русская речь. Нов. серия. III. Л., 1928. C. 75-83.

Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке: учебное пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2017. 132 с.

Dictionnaire explicative et combinatuire du français contemporain. Recherches lexico-sémantiques I / Igor Melčuk, N. Arbatchewsky - Jumarie, Léo Elnitsky, Lidija Iordanskaja et Adèle Lessard. Montréal: Les Presses de l’ Université de Montréal, 1984. 172 p.

Tellier Ch. Remarques sur avoir attributif et possessif // Revue québécoise de luinguistique. Montréal. 1992. Vol. 22, No. 1. P. 165-181.

Tremblay M. Avoir ou être // Revue québécoise de luinguistique. Montréal. 1992. Vol. 22, No. 1. P. 145-164.

Damourette J., Pichon É. Les mots à la pensée/ Essai de la grammaire française. Tome troisième. Paris, 1911-1933. 715 p.

Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз, 1985-1988. Т. 1. 1985. 696 с.

Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. Том IV. М.: Азбуковник, 2007. 924 с.

Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. Том III. М.: Азбуковник, 2003. 630 с.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова; отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2011. 1175 с.

Лекант П. А. Грамматические категории слова и предложения. М.: Изд-во МГОУ, 2007. 215 с.

Лекант П. А. Очерки по грамматике русского языка. М.: Изд-во МГОУ, 2002. 312 с.

Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз. 1985-1988. Т. 3. 1987. 752 с.

Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз. 1985-1988. Т. 2. 1986. 736 с.

Лекант П. А. Загадочная по своему современному значению категория глагола // Семантика языковых единиц в разных типах речи: сборник статей по материалам международной научной конференции, посвящённой 1000-летию г. Ярославля. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. В 2 ч. Ч. 1. С. 3-9.

Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз. 1985-1988. Т. 4. 1988. 800 с.

Пешковский А.М. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания // Мысли о русском слове: Хрестоматия по русскому языку к учебнику для педагогических вузов / Под ред. П. А. Леканта. М.: Высшая школа, 2004. 224 с.

Лекант П. А. Связка быть в грамматической системе русского языка // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: сборник научных статей. Вып. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. С. 80-84.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2024-3-384-391

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)