СМИ как инструмент информационной политики России

Artemiy S. Grinchevskiy

Аннотация


В данной статье исследуется роль СМИ в проведении государственной информационной политики, а также возможность отечественных медиа стать ключевым орудием в информационном противостоянии с недружественными странами. Среди основных угроз в Доктрине информационной безопасности РФ отмечается увеличение масштабов использования спецслужбами отдельных государств технологий информационно-психологического воздействия, направленных на дестабилизацию внутриполитической, социальной и экономической ситуации в различных регионах мира, ведущих к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. Влияние СМИ на массовое сознание остается, без преувеличения, обширным, несмотря на радикальные изменения ландшафта медиасреды, обусловленные распространением Интернета. В эпоху цифровизации информационное пространство претерпевает значительные трансформации, которые касаются и методов воздействия СМИ на массовое сознание. Интернет, став глобальной платформой коммуникации, не только предоставил СМИ новые каналы распространения контента, но и усилил их влияние благодаря персонализации и алгоритмической фильтрации информации. Автором рассматриваются методология и принципы применения информационных потоков в контексте информационной войны. Также проводится анализ использования СМИ не только в качестве информационного посредника, но и в качестве проводника ценностей, идеологии, положительного имиджа России.

Ключевые слова


государственная информационная политика; средства массовой информации; информационная война; мягкая сила; технологии манипуляции; информационное общество; идеология

Полный текст:

PDF

Литература


Кучерявый М. М. Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира // Управленческое консультирование. 2015. № 2. С. 7-14. EDN SYDYLT.

Расторгуев С. П. Формула информационной войны. М.: Белые Альвы, 2005. 96 с.

Манойло А. Государственная информационная политика в особых условиях. М. : МИФИ, 2003. 388 с.

Samuels M. G. The Filter Bubble: What the Internet is Hiding from You by Eli Pariser // InterActions: UCLA Journal of Education and Information Studies. 2012. Vol. 8, No. 2. DOI 10.5070/D482011835

McCombs M. E., Shaw D. L. The agenda-setting function of mass media1 2 // The Agenda Setting Journal. 2017. Vol. 1, No. 2. P. 105-116. DOI 10.1075/asj.1.2.02mcc.

Рябов А. А. ТАСС и международная медиагруппа «Russia Today» в системе государственной информационной политики Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2023. № 23. С. 93-103. DOI 10.22394/1682-2358-2023-2-93-103.

Чайковский Д. В. Проблема управления в контексте общества информации и коммуникации // Известия Томского политехнического университета. 2010. № 6. С. 100-104. EDN MTJOLT.

Бард А., Зодерквист Я.Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Стокгольмская школа экономики. СПб., 2005. URL: https://dl.libcats.org/genesis/187000/fc505fdd44b9ac8876ee8ac1ba911a09/_as/[Aleksandr_Bard_,_YAn_Zoderkvist]_Netokratiya._Nov(libcats.org).pdf (дата обращения: 12.07.2024).

Мещеряков И. В. Роль СМИ в государственной информационной политике по обеспечению национальной безопасности // Наука Красноярья. 2016. № 6. С. 70-82. DOI 10.12731/2070-7568-2016-6-70-82.

Nye J. S. Soft Power and American Foreign Policy // Political Science Quarterly. 2004. Vol. 119. P. 255-270. DOI 10.2307/20202345.

McCombs M. A Look at Agenda-setting: past, present and future // Journalism Studies. 2005. Vol. 6, No. 4. P. 543-557. DOI 10.1080/14616700500250438.

Hermida A. Twittering the news: The emergence of ambient journalism // Journalism Practice. 2010. Vol. 4, No. 3. P. 297-308. DOI 10.1080/17512781003640703.

Kaplan A. M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. 2010. Vol. 53, No. 1. P. 59-68. DOI 10.1016/j.bushor.2009.09.003.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784 с.

Nye J. S. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. Oxford: Oxford University Press, 2002. 240 p.

Панова Е. П. «Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике: автореф. дисс. … канд. полит. наук. М.: МГИМО(У) МИД России, 2012. 16 с.

Попов С. Ю. СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 101-105. EDN TQLFNZ.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2024-3-278-287

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)