Период дистанта во время коронавируса: ретроспективный взгляд

Sergey S. Ivanov

Аннотация


Осуществляется комплексный подход к рассмотрению периода дистанта во время пандемии коронавируса с точки зрения социологии, педагогики и психологии. Путём сравнительного анализа было выявлено, что период вынужденного тотального дистанта у участника образовательного процесса во многих аспектах сравним с периодом запоя у индивида, употребляющего психоактивные вещества. В связи с этим данный период получил в работе название дистант-запой. Наблюдения и результаты экспериментов показывают, что со временем у технозависимой и у наркозависимой личностей происходит зеркальная деформация таких аспектов, как социальная, эмотивная, физиологическая и когнитивная сферы. Во время длительного периода дистанта у преподавателей, студентов и школьников страдала социальная сфера, получили развитие чувство одиночества и ангедония; наблюдалось снижение эмпатии и когнитивных способностей; имело место ухудшение общефизического состояния. Возвращение к очному формату обучения характеризуется «стрессом выздоровления», поскольку этот процесс оказался не менее сложен и длителен, чем вхождение в тотальный дистант, и его последствия многими ощущаются до сих пор. В заключительных разделах работы затрагиваются проблемы генетической предрасположенности к формированию интернет-зависимости, правового и политического регулирования цифровой образовательной среды, которые остаются открытыми для обсуждения.

Ключевые слова


технозависимость; зависимость от психоактивных веществ; социальные патологии; дистант-запой; цифровая деменция; деформация; эмпатия

Полный текст:

PDF

Литература


Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID 19 / А. В. Петракова, Т. Н. Канонир, А. А. Куликова, Е. А. Орел // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. DOI 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114.

Schonfeld I. S., Bianchi R., Luehring-Jones P. Consequences of Job Stress for the Mental Health of Teachers // T. McIntyre, S. McIntyre, D. Francis (eds) Educator Stress. Aligning Perspectives on Health, Safety and Well-Being. Springer. 2017. P. 55-75. DOI 10.1007/978-3-319-53053-6_3.

Барило Т. М. Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе. Мончегорск // Детская музыкальная школа им. М. М. Сакадынца [2020]. URL: https://monch-dmsh.murm.muzkult.ru/media/2020/11/23/1245112155/Doklad_Barilo_noyabr_2020.pdf?ysclid=lutycbbioo172818911 (дата обращения: 30.12. 2023).

Ненюк Е. А. Новая нормальность. Переход к очному обучению после пандемии. Проблемы, выводы, рекомендации // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94) С. 188-191.

Ivanov S. S., Zolotova M. V., Sidneva T. B. Teacher’s Identity in Online ESP and Music Education. Teacher’s Primus Inter Pares Factor // In: Rumyantseva A., Plotnikov V., Minin A., Anyigba H. (eds) Challenges and Solutions in the Digital Economy and Finance. Springer Proceedings in Business and Economics. Springer, Cham. 2022. P. 145-154. DOI 10.1007/978-3-031-14410-3_16.

Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1992. № 2. С. 8-15.

Griffiths M. D. Does Internet and Computer «Addiction» Exist? Some Case Study Evidence // CyberPsychology & Behavior. 2000. Vol. 3, № 2. P. 211-218. DOI 10.1089/109493100316067.

Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / Пер. с немецкого А. Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

Казаринова Е. Ю., Холмогорова А. Б. Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13, № 2. C. 123-139. DOI 10.17759/psyedu.2021130208.

Легостаева И. В. Отношение студенческой молодежи к дистанционному формату обучения в условиях пандемии: социологический анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Том 12, № 2. С. 1-12. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK221.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 122 с.

Зенцова Н. И. Когнитивные факторы психосоциальной адаптации у лиц, зависимых от алкоголя и героина: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 25 с.

Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. В. Синяков, А. А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 228-251. DOI 10.14515/monitoring.2019.1.11.

Проблемы уровня психологического здоровья учителей в постковидный период / Г. М. Ракишева, Д.В. Лепешев, Д. С. Сабитова, М. Б. Жантемирова // Наука и реальность. 2022. № 1. С. 7-28. EDN BNKNQS.

Миронов И. П., Белозёрова Т. А. Адаптация студентов вуза к учебному процессу в посткарантинный период обучения // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Том. 28, № 2. С. 200-212. DOI 10.15826/izv1.2022.28.2.039.

Maushart S. The winter of our disconnect: how three totally wired teenagers (and a mother who slept with her iPhone) pulled the plug on their technology and lived to tell the tale. London: Profile, 2011. 278 p.

Ward Adrian F., Duke K., Gneezy A., W. Bos M. Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity // Journal of the Association for Consumer Research. University of Chicago Press. 2017. Vol. 2. P. 140-154.

Терещенко С. Ю., Смольникова М. В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы // Социальная психология и общество. 2020. Том 11, № 1. С. 55-71. DOI 10.17759/sps.2020110104

Швабауэр А. В. Цифровизация образования: правовое регулирование, цели и риски, направления совершенствования законодательства // Криминологические отрасли. Криминология науки и образования. Основной доклад беседы «Преступность сферы науки и образования» от 21 мая 2021 г. № 4 (59) 2020. С. 73-88. [2020]. URL: https://ouzs.ru/upload/iblock/da3/da37eae25448e5c5cebb72c6661dc214.pdf (дата обращения: 09.01.2024).

Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь. 2014. № 12. URL: https://hij.ru/read/issues/2014/december/5210/(дата обращения: 04.12.2020).

Alterations in functional networks during cue-reactivity in Internet gaming disorder / S. S. Ma, P. D. Worhunsky, J. S. Xu et al. // Journal of behavioral addictions. June 2019. Vol. 8, No. 2. P. 277-287. DOI 10.1556/2006.8.2019.25.

Weinstein A., Livny A., Weizman A. New developments in brain research of internet and gaming disorder // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. April 2017. Vol. 75. P. 314-330. DOI 10.1016/j.neubiorev.2017.01.040.

Лукша П., Песков Д. Будущее образования: глобальная повестка // Вклад в будущее [2013]. URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf (дата обращения: 01.01.2024).

Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева, Н. П. Нарбут, Н. Е. Савина // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 120-137. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

Постнов В. В. Расстройства адаптации у больных алкоголизмом в ремиссии: автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2003. 28 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2024-2-188-201

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)