Боты как инструмент онлайн-коммуникации в политическом процессе на примере ЕДГ-2023 года в России

Alexander V. Sokolov, Svetlana V. Mironova

Аннотация


В статье представлен теоретический обзор видов ботов, целей их использования, методик идентификации, а также рассмотрены мировые политические кампании с активным использованием автоматизированных систем. На примере региональной избирательной кампании 2023 года проведено эмпирическое исследование, цель которого – выявление особенностей использования бот-систем в онлайн-коммуникации власти в лице кандидатов и общества. Исследование проводилось на основе открытых данных социальной сети «ВКонтакте»: были выбраны все публикации, в которых упоминались кандидаты на должность глав регионов за период с 28 августа по 10 сентября 2023 г. Всего был проанализирован 21 регион и 116 кандидатов. Наибольшее число ботов характерно для Москвы, Московской области, Республики Хакасии, Псковской области. В основе выявления ботов лежал метод статических признаков: одинаковый/схожий текст поста, отсутствие пользовательской активности, отсутствие реальных фотографий, незаполненность личного профиля. Полученные данные позволили сформулировать выводы об использовании ботов для создания позитивной и нейтральной повестки. При этом на публикациях, созданных автоматически, стояли нулевые или низкие просмотры, что говорит об их невидимости для конечной аудитории и неспособности влиять на формирование общественного мнения. Однако данные об упоминаемости кандидатов и присутствии их положительного образа в соцсети могут быть использованы при подготовке административной или аналитической отчетности.


Ключевые слова


политическая коммуникация; политический ботизм; соцсеть; избирательная кампания; Интернет; выборы; ВКонтакте

Полный текст:

PDF

Литература


Эксперты назвали губернаторов – лидеров по ботам в Instagram // РБК. 25.09.2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/25/09/2019/5d8a2a1a9a79476de5dde7ab (дата обращения: 25.09.2023).

Why Botter: How Pro-Government Bots Fight Opposition in Russia / D. Stukal, S. Sanovich, R. Bonneau, J. A. Tucker // American Political Science Review. Volume 116. Issue 3. August 2022. Р. 843–857.

Около 20 % учётных записей в соцсетях рунета приходится на ботов // Sostav. 19.06.2023. URL: https://www.sostav.ru/publication/20-akkauntov-61274.html (дата обращения: 25.09.2023).

The IRA, Social Media and Political Polarization in the United States, 2012–2018 // Computational Propaganda Research Project. URL: https://demtech.oii.ox.ac.uk/wp-content/uploads/sites/12/2018/12/The-IRA-Social-Media-and-Political-Polarization.pdf (дата обращения: 28.09.2023).

Detecting Automation of Twitter Accounts: Are You a Human, Bot, or Cyborg? / Z. Chu, S. Gianvecchio, H. Wang, S. Jajodia // IEEE Transactions on Dependable and Secure Computing. 2012. Vol. 9. № 6. Р. 811-824.

The rise of social bots / Е. Ferrara, О. Varol, С. Davis, F. Menczer, A. Flammini // Communications of the ACM. 2016. Vol. 59 (7). Р. 96–104.

Gorwa R., Guilbeault D. Unpacking the Social Media Bot: A Typology to Guide Research and Policy: Unpacking the Social Media Bot // Policy & Internet. 2018. Vol. 12 (3). Р. 225–248.

Bessi A., Ferrara E. Social bots distort the 2016 US Presidential Election online discussion // First Monday. 2016. № 21 (11). URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2982233 (дата обращения: 28.09.2023).

Howard P. N., Kollanyi B. Bots, #Strongerin, and #Brexit: Computational propaganda during the UK-EU referendum // Project on Computational Propaganda. 2016. № 1. URL: https://arxiv.org/pdf/1606.06356.pdf (дата обращения: 28.09.2023).

Schäfer F., Evert S., Heinrich P. Japan’s 2014 General Election: Political bots, right-wing Internet activism, and Prime Minister Shinzō Abe’s hidden nationalist agenda // Big Data. 2017. № 5 (4). Р. 294–309.

Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 121–133.

Моделирование активности интернет-ботов в политической онлайн-коммуникации. Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2021) / И. Б. Филиппов, Е. А. Юрескул, Д. К. Стукал, А. С. Ахременко // Труды Четырнадцатой международной конференции / Под общей редакцией С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. М., 2021. С. 1921–1929.

Санникова Л. В., Сокольщик И. М. Правовые проблемы использования чат-ботов в социополитических коммуникациях // Государство и право. 2023. № 1. С. 68–78.

Bolsover G., Howard P. Chinese computational propaganda: automation, algorithms and the manipulation of information about Chinese politics on Twitter and Weibo // Information, Communication & Society. 2019. Vol. 22. Р. 2063–2080.

Алымов А. С., Баранюк В. В., Смирнов О. С. Детектирование бот-программ, имитирующих поведение людей в социальной сети «ВKонтакте» // International Journal of Open Infor- mation Technologies. 2016. Т. 4. № 8. Р. 55–60.

На что способны боты? Модель протестной и контрпротестной политической мобилизации / А. С. Ахременко, А. П. Ч. Петров, Д. К. Стукал, С. А. Жеглов, М. В. Хавроненко // Полития. 2021. № 3 (102). С. 172–194.

Кузьмин В. Н., Менисов А. Б., Шастун И. А. Методический подход к выявлению ботов в социальных сетях на основе специального объединения классификаторов // Бизнес-информатика. 2020. № 3. С. 54–56.

Социальные сети в первом полугодии 2023 // Mediascope. 07.09.2023. URL: https://mediascope.net/news/1681112/ (дата обращения: 25.09.2023).

В России вступил в силу закон об обязанности госорганов вести страницы в соцсетях // ТАСС. 01.12.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/16469577 (дата обращения: 25.09.2023).

Аудитория Telegram: исследование Mediascope // Mediascope. 12.05.2023. URL: https://mediascope.net/news/1601603/#:~:text=В%20марте%202023%20года%20Telegram,аудитории%20в%20течение%20прошлого%20года (дата обращения: 25.09.2023).

Правила пользования Сайтом ВКонтакте // ВКонтакте. URL: https://vk.com/terms (дата обращения: 25.09.2023).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2023-4-358-369

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)