Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа

Antonina N. Pinchuk, Dmitry A. Tikhomirov, Svetlana G. Karepova

Аннотация


Статья посвящена исследованию учебной мотивации студентов современных российских вузов. Во введении раскрываются теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации, показывается исследовательская практика анализа данного феномена. В основной части статьи представлены результаты социологического исследования, проведённого авторами с целью типологизации современных студентов в зависимости от преобладающей направленности учебной мотивации. Эмпирической базой исследования выступил анкетный опрос, осуществленный в 2022 году в нескольких московских вузах. Основываясь на положениях теории самодетерминации, авторы исследуют структуру учебной мотивации опрошенных студентов и демонстрируют преобладающие мотивы посещения вуза. С опорой на результаты кластерного анализа выделяются три группы студентов в зависимости от выраженности внутренней или внешней мотивации, и анализируется кластерный профиль выделенных групп. С применением критериев непараметрической статистики демонстрируются отличия трёх кластерных групп, дифференцированных по полу и курсу обучения. В разрезе кластерной принадлежности показывается оценка профессионального выбора и выявляется готовность опрошенных студентов сменить специальность в будущем. Делается вывод о том, что негативное отношение к профессиональному выбору и готовность к переквалификации больше всего характерна для студентов, которые демонстрируют внешнюю мотивацию интроецированного и экстернального типов. В заключении отмечается прикладной аспект эмпирического анализа учебной мотивации и подчёркиваются перспективы развития данной темы.

Ключевые слова


учебная мотивация; теория самодетерминации; внутренняя учебная мотивация; внешняя учебная мотивация; амотивация; профессиональный выбор; кластерный анализ

Полный текст:

PDF

Литература


Лымарев В. Н. Теории профессиональной мотивации и их прикладное значение в современной высшей школе // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3. С. 71-77.

Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.

Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40-69.

Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25-37.

Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185-194.

Deci E. L., Ryan R. M. Overview of Self-Determination Theory: An Organismic Dialectical Perspective // Deci E. L., Ryan M. R. (eds) Handbook of Self-Determination Research. Rochester: University of Rochester, 2002. P. 3-33.

Self-Efficacy, Academic Motivation, and Self-Regulation: How Do They Predict Academic Achievement for Medical Students? / B. Zheng, С. Chang, CH. Lin et al. // Medical Science Educator. 2021. № 31. P. 125-130

Naz S., Hassan G. & Luqman M. Influence of Perfectionism and Academic Motivation on academic procrastination among students // Journal of Educational Sciences & Research. 2021. Vol. 8, No. 1. P. 13-20.

Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101-129.

Бенькова О. А., Артюхова Т. Ю., Шелкунова Т. В. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN421.pdf (дата обращения: 15.01.2023).

The Academic Motivation Scale: A Measure of Intrinsic, Extrinsic, and Amotivation in Education / R. J. Vallerand, L. G. Pelletier, M. R. Blais, N. M. Briere, С. Senecal, E. F. Vallieres // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52, No 4. P. 1003-1017.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2023-2-210-219

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)