Тематическая группа Образование в толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова

Kristina O. Selezneva

Аннотация


В статье рассматриваются лексические единицы, входящие в тематическую группу «Образование». Материалом послужили те из них, которые содержатся в Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова. Методом сплошной выборки были отобраны единицы, относящиеся к исследуемой тематической группе. Автором статьи были проведены систематизация и анализ полученных данных. Проведённое автором исследование позволило выделить 30 подгрупп: Образовательные, воспитательные и педагогические процессы; Образовательные, просветительские и учебные заведения и учреждения; Реалии и понятия, связанные с образовательным, учебным и воспитательным процессом; Учащиеся и воспитанники определённых заведений; Общие наименования педагогов; Учебники и учебно-дидактические средства, методы, материалы; Реалии, понятия и наименования лиц, связанных с отсутствием и/или не достаточным образованием и воспитанием; Общие наименования учащихся и воспитанников; Формы отчётности, виды контроля и связанные с ними реалии и процессы; Объединения лиц и лица, связанные общей деятельностью; Реалии, понятия и наименования лиц, связанных с наличием и уровнем образования и воспитания; Оценки и оценивание; Наименования систем, программ и форм подготовки; Преподавательские должности, лица в этих должностях, их деятельность, учёные звания и степени; Наименования педагогов по преподаваемому предмету; Учащиеся в зависимости от курса и класса, на котором (в котором) они обучаются; Виды занятий и т. д.

Ключевые слова


тематическая группа; образование; метод сплошной выборки; словарные данные; подгруппа; лексикографический источник

Полный текст:

PDF

Литература


Возмищева К. А. К вопросу об употреблении эмотивной лексики в современном педагогическом дискурсе // Рациональное и эмоциональное в русском языке. Сборник трудов Международной научной конференции. 2018. С. 196-200.

Колосовская Е. В. Национально-культурная специфика языкового сознания русских и британцев на материале Тематической группы «воспитание»: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. М., 2004. 179 с.

Кошкина Е. А. Развитие наименований учебных дисциплин в терминологии отечественной дидактики XVIII - начала XX века // Потенциал историко-образовательного знания в психолого-педагогической подготовке будущего учителя. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 32-38.

Мулык Е. А. Специфика профессиональной лексики педагогической направленности // Записки з романо-германської філології. 2018. № 1 (40). С. 145-151.

Назарова Н. А. Особенности функционирования заимствованной лексики в области науки и образования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 68 - 6. С. 52-55.

Николаева О. В. Когнитивные аспекты исследования Тематической группы «Высшее образование США»: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Владивосток, 2000. 199 с.

Терских И. А. Развитие русской педагогической терминологии в XVIII веке // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 168-174.

Селезнева К. О. Тематическая группа «Образование» в лексикографических источниках // Психолингвистика и лексикография. Сборник научных трудов. Воронеж, 2021. С. 115-122.

Селезнева К.О. Результаты компонентного анализа лексических единиц, входящих в состав тематической группы «Общие номинации педагогов» // Казанская наука. 2019. № 3. С. 99-103.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1939. Т. I-IV.

Ситаров В. А. История образования в России: досоветский и советский периоды // Проблемы педагогики и психологии. 2019. № 1. С. 201-211.

Кошкина Е. А., Ядренникова С. В. Структурная организация терминологии советской дидактики 20-30-х гг. XX в. // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (41). С. 132-141.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2022-3-346-356

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)