Академическое лидерство в контексте развития транспрофессиональной идентичности в условиях цифровизации и регионализации

Konstantin V. Vodenko

Аннотация


Цель статьи заключается в разработке теоретического концепта и адекватного методологического инструментария исследования академического лидерства как фактора развития транспрофессиональной идентичности и формирования рынка новой экономики в условиях цифровизации высшего образования. Академическое лидерство как фактор транспрофессиональной идентичности и формирования рынка труда является востребованным в контексте доминирующих в высшем образовании тенденций цифровизации. Это выражается в том, что в рамках формирования рынка труда будущего становится актуальным запрос на специалистов, ориентированных на транспрофессиональную идентичность, фиксированную установку на перемену профессиональной идентичности под влиянием схемы «спрос-предложение» на рынке труда. Очевидно, что в современных условиях развития высшего образования изменения в организации структуры подготовки, диспозициях акторов образования сопряжены со смысловой перезагрузкой академического лидерства. Вне анализа этого процесса высшее образование не реализует функции подготовки специалистов для рынка новой экономики и создает эффекты блокировки на пути внедрения новейших технологий, цифровизации высшего образования. В этом контексте академическое лидерство интерпретируется как совокупность факторов и условий, направленных на перестройку системы высшего образования по критериям готовности к транспрофессиональной идентичности и конкурентности на рынке новой экономики.

Ключевые слова


академическое лидерство; транспрофессиональная идентичность; рынок новой экономики; цифровизация; высшее образование; российское общество; регионализация

Полный текст:

PDF

Литература


Воденко К. В., Дегтярев А. К., Иванченко О. С. Российское высшее образование и инновационный потенциал молодежи: глобальные вызовы, государственная политика, региональные тенденции: монография. М.: ИНФРА-М, 2022. 244 с.

Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 54-74.

Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / В. С. Третьякова [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 142 с.

Тенденции развития академического мира как научно-образовательной экосистемы / М. А. Боровская, Н. Н. Лябах, М. А. Масыч, Т. В. Федосова // Terra Economicus. 2021. № 19 (4). С. 110-126.

Бурцев С. А. Лидерство как механизм восходящей социальной мобильности российской молодежи. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. 140 с.

Волков Ю. Г. Институт лидерства в региональном пространстве. Ростов-на-Дону; Таганрог: ЮФУ, 2020. 126 с.

Другова Е. А. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров: обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 8-29.

Воденко К. В., Дегтярев А. К., Иваненко Н. С. Академическое лидерство: движение к транспрофессиональной идентичности в региональном пространстве высшего образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. № 13 (5). С. 33-41.

Воденко К. В., Дегтярев А. К., Иваненко Н. С. Интеллектуальный потенциал российской молодежи в контексте формирования академического лидерства в высшем образовании в региональном пространстве // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. № 14 (3). С. 7-17.

Месхи Б. Ч. Опорный вуз в стратегии социально-экономического развития региона // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 3. С. 63-76.

Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. № 23 (6). С. 84-125.

Российские университеты в условиях цифровизации: математические и инструментальные методы оценки качества управления: монография / Под общ. ред. В. Г. Халина. М.: Проспект, 2019. 896 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2022-3-300-309

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)