Общение в молодежной среде: социокультурные особенности ожиданий

Yulia A. Zubok, Elena V. Chankova

Аннотация


Социальные ожидания молодежи представлены в корреляции со смыслами общения и социокультурными особенностями, имеющими возрастные, гендерные и образовательные характеристики. Проведенный трехмерный анализ позволяет проанализировать изменения в коммуникативных ожиданиях молодежи. Выявлено доминирование терминальных смыслов общения над инструментальными, в основе которых лежат базовые жизненные социокультурные ценности, сформировавшиеся исторически традиционным укладом общей коллективной жизни. Выделяется устойчивая группа ожиданий, образованных фоновыми смысловыми контекстами традиционной культуры. В групповых ожиданиях выражены различия ситуативного характера. В возрастных группах ожидания внимания и понимания отличаются высокой значимостью и снижением уровня ожиданий с возрастом. Ожидания единомыслия и сохранения отношений повышаются с взрослением. В гендерных группах имеют место как совпадающие у мужчин и женщин ожидания, так и частично пересекающиеся: потребности во внимании и понимании, доверии характерны для мужчин, разделяющих терминальные смыслы общения, в подобной группе женщин важны ожидания внимания и понимания, единомыслия и сохранения отношений. В группах разного уровня образования наблюдаются противоречивые тенденции в ожиданиях: ожидание единомыслия с повышением уровня образованности возрастает, ожидание доверия с ростом уровня образования редуцируется для всех смыслов. Сделан вывод о различиях в структуре ожиданий в разных социально-демографических молодежных группах, что обусловлено изменением социокультурных параметров общения. Таковыми являются взросление, рост уровня образования, гендерные традиции на общем смысловом социокультурном достаточно традиционном фоне.

Ключевые слова


общение молодежи; смыслы общения; ожидания от общения; молодежные группы общения; фоновые контексты общения; ситуативные контексты общения

Полный текст:

PDF

Литература


Кузьмин А. В. Ценностно-смысловой контекст досугового общения молодежи // Вестник МГУКИ. 2011. № 6. С. 81-85.

Стоянов А. С. Структура ожиданий в диалектике потребностей: к устойчивости общества. // Социология. 2020. № 5. С. 195-221.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 3. С. 3-13. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1

Зубок Ю. А., Любутов А. С. Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 3. С. 167-181. DOI: 10.15838/esc.2021.3.75.10

Зубок Ю. А., Чупров В. И., Сорокин О. В. Смысловая саморегуляция жизни молодежи: гендерные различия в сфере труда // Женщина в российском обществе. 2020. Специальный выпуск. С. 38-59. DOI: 10.21064/WinRS.2021.0.3

Пирс Ч. С. Принципы философии. СПб.: С.-Петерб. филос. общ-во, 2001. 541 с.

Моррис Ч. У. Труды по общей теории знаков. Den Haag: Mouton, 1971. 330 с.

Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 2016. 256 с.

Лабунская В. А. О смысловом пространстве невербального общения // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 3. С. 93-109.

Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1. С. 104-117.

Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18-30. DOI: 21685/2072-3016-2022-1-2.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2022-2-178-189

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)