Образовательная эмиграция иранских и таджикских студентов в Россию: сравнительный анализ

Tamara K. Rostovskaya, Mehdi Afzali

Аннотация


Академическая мобильность студентов - сложное явление, которое играет важную роль в процессе социально-экономического и культурного развития принимающих и отпускающих стран. С началом процесса глобализации перемещение ученых, профессоров, студентов и т. д. стало проще, быстрее и удобнее, что побудило университеты и научные учреждения привлекать студентов из-за рубежа. Россия, как и многие другие страны, создала проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Однако существуют различные внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс экспорта российских образовательных услуг. Цель данного исследования - сравнить мотивы иностранных студентов из Ирана и Таджикистана, которые выбрали Россию в качестве страны назначения для продолжения своего образования. В этом исследовании используется качественный подход с задействованием открытых полуструктурированных интервью с иностранными студентами из Ирана и Таджикистана. Всего было опрошено 33 студента из четырех городов и 6 различных университетов России, из них - 21 мужчина и 12 женщин в возрасте от 20 до 31 года. Результаты этого исследования показывают, что иранские и таджикские студенты, имеющие много общего с точки зрения языка, культуры, ценностей и традиций, различаются по своим мотивам и процессу принятия решений.

Ключевые слова


мобильность; академическая мобильность; студенты; высшее образование; миграция; Россия; Иран; Таджикистан

Полный текст:

PDF

Литература


Recommendation № R (95) 8 of the Committee of Ministers to Member States on Academic Mobility (Adopted by the Committee of Ministers on 2 March 1995 at the 531st meeting of the Ministers’ Deputies) // Council of Europe. 02.03.1995. URL: https://rm.coe.int/16804e4d00 (дата обращения: 20.05.2021).

The Dynamics of International Student Circulation in a Global Context / Agarwal, Pawan & Said, Mohsen & Sehoole, Molatlhegi & Sirozi, Muhammad & de Wit, Hans. Brill-Sens, 2007. Р. 109-144. DOI:10.1163/9789087903169_006.

Interim evaluation of Erasmus Mundus II (2009-2013): Final Report // European commission. 19.09.2012. URL: http://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2012/EN/1-2012-515-ENF1- 1.Pdf (дата обращения: 20.05.2021).

Socialization of a personality under the conditions of globalization and informatization of the society / M. G. Sergeeva, L. Z. Karavanova, M. A. Bereznatskaya, K. E. Klychkov, T. E. Loktionova, V. A. Chauzova // Espacios. 12.02.2018. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n21/a18v39n21p28.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

Russian-Chinese Academic Mobility As Competitive Partnership / S. Ryazantsev, S. Shakhray, A. Yanick, S. Popova // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. № 90 (1). Р. 15-24. DOI:10.1134/S1019331620010128.

Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Studies in International Education. October 2020. Р. 1-16. DOI:10.1177/1028315320963514.

Экспорт российских образовательных услуг // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.5top100.ru/documents/library/113494/ (дата обращения: 20.05.2021).

Голомидова П. С. Экспорт российского высшего образования в Таджикистане: потенциал и перспективы. // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.). М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5604-5613. DOI:10.19181/kongress.2020.659.

Ризоён Ш. Ш. Внешняя образовательная миграция молодежи Таджикистана как двухуровневый ресурс «мягкой силы» // Научный журнал «Дискурс Пи». 2021. № 1 (42). С. 158-175. DOI:10.24412/1817-9568-2021-1-158-175.

Kamyab S. Flying Brains: A Challenge Facing Iran today // International Higher Education. 2007. № (47). Р. 23-24. DOI:10.6017/ihe.2007.47.7955.

Contributing Factors to Migration Growth Among Iranian Students: Drivers of Migration to Malaysia / А. Kazemi, А. Baghbanian, М. М. Maymand et al. // Int. Migration & Integration. 2018. № 19. Р. 757-770. DOI:10.1007/s12134-018-0567-z.

Statistics of Education and research // Statistical center of Iran. URL: https://www.amar.org.ir/english (дата обращения: 20.05.2021).

DeYoung A. J., Kataeva Z., Jonbekova D. Higher Education in Tajikistan: Institutional Landscape and Key Policy Developments. In: Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. (eds) 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries // Palgrave Studies in Global Higher Education, Palgrave Macmillan. 25.04.2018. Р. 482. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_14

Unemployment and inflation rate of Tajikistan // World bank data. URL: https://data.worldbank.org/country/tajikistan (дата обращения: 20.05.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-4-416-429

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)