Цифровая инклюзия как фактор политической социализации старшеклассников

Elena V. Morozova, Inna V. Miroshnichenko, Laura A. Shpiro

Аннотация


Целью данной статьи является выявление основных трендов влияния цифровой инклюзии на процесс политической социализации старшеклассников. Неконвенциональная политическая активность школьников в последние годы усилила интерес ученых к исследованию политической социализации детей и подростков, а также факторов, влияющих на данный процесс и его результаты. Эмпирическую базу составили материалы авторского исследования старшеклассников г. Краснодара (анкетный опрос и экспертные сессии), а также материалы социологических исследований других авторов. Уровень включенности в политическую жизнь граждан и конструктивный опыт гражданских и политических практик в цифровом обществе в значительной степени зависит от актуализированного набора цифровых компетенций граждан. Максимальное влияние цифровая инклюзия оказывает на политическую социализацию поколения Z, чья первичная социализация пришлась на цифровую эпоху. Уровень вовлеченности краснодарских старшеклассников в цифровую коммуникацию оценивается как средний и высокий, а уровень цифровых компетенций как средний и низкий. Авторы определили такие векторы влияния цифровой инклюзии на политическую социализацию школьников, как: движение от последовательности «пяти переходов» молодежи к их наложению и связанные с этим проблемы управления многозадачностью конструирования идентичностей; изменение конфигурации агентов политической социализации от иерархической к гибридной и появление групп молодежи, находящихся вне пределов влияния традиционных агентов социализации; возрастание роли цифровых медиаперсон в формировании политических взглядов подростков; развитие цифровых технологий формирования политической и гражданской идентичности.

Ключевые слова


цифровое общество; цифровая инклюзия; поколение Z; политическая социализация; агенты социализации

Полный текст:

PDF

Литература


Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

Лазар М. Г. Цифровизация общества, её последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности учёных и научных коллективов. 2018. № 4 (34). С. 170-181.

Асмолов Г. А., Асмолов А. Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3-28.

Рябченко Н. А., Мирошниченко И. В., Гнедаш А. А. От «квазикритики власти» к дискурсу «соучастия и развития»: общественная повестка дня в социальных сетях Рунета (практики сетевых сообществ) // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Том 21, № 3. С. 20-36. DOI: 10.31429/26190567-21-3-20-36

Плотичкина Н. В., Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Цифровые технологии: политика расширения доступности и развития навыков использования в Европе и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Том 64, № 4. С. 70-83. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-4-70-83

Лапкин В. В., Семененко И. С. «Человек политический» перед вызовами «infomodernity» // Полис. Политические исследования. 2013. № 6. С. 64-81.

Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9, № 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308

Van Deursen A. J. A. M., Helsper E., Eynon R., van Dijk J. A. G. M. The Compoundness and Sequentiality of Digital Inequality // International Journal of Communication. 2017. № 11.P. 452-473.

Howe N., Strauss W. The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve // Harvard Business Review. 2007. Vol. 85, № 7-8. P. 47-52.

Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.

Радаев В. В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 224 с.

Froumin I. D. Socio-Economic Development and the Next Generation: Five Transitions // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2012. № 5. P. 1534-1541.

Kochergina E., Gudkov L., Zorkaya N., Pipiya K., Ryseva A. Russia’s ‘Generation Z’: Attitudes and Values, 2019/2020. Moscow: Friedrich-Ebert-Stiftung Publ., 2020. 144 p.

Al-Muwil A., Weerakkody V., El-haddadeh R., Dwivedi Y. Balancing Digital-By-Default with Inclusion: A Study of the Factors Influencing E-Inclusion in the UK // Information Systems Frontiers. 2019. № 21. P. 635-659.

Малькевич А.А. Социальные сети как фактор политической социализации молодежи: от иерархии к сетевой модели// Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2019. №6. С. 88-97.

Мельников А. В. Эффективная модель политической социализации молодежи // Власть. 2016. Том 24, № 3. С. 201-204.

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.) // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 76-104. DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10057

Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9, № 5. October.

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В. «Цифровое детство»: риски интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей (по материалам прикладного исследования в Ставропольском крае, 2020 г.) // Власть. 2020. № 5. С. 86-94. DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7577

Всемирный банк. Доклад о мировом развитии 2019 «Изменение характера труда». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2019. 152 с. DOI:10.1596/978-1-4648-1328-3

Беляева Л. А. Российская молодежь в эпоху перемен структурные изменения и новые вызовы политической социализации // Вопросы философии. 2020. № 10. С. 17-27. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-10-17-27

Иванова Л. В. К вопросу о кризисе критического мышления в дискурсе политической блогосферы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 102-111.

Фадеева Л.А. Сетевая идентичность // Идентичность: Личность. Общество. Политика. Энциклопедическое издание / Под ред. И. С. Семененко. М.: Весь мир, 2017. С. 235-240.

De Querol R. Zygmunt Bauman: “Social Media Are a Trap” // El Pais: сайт. [2016. 25.01]. URL: https://english.elpais.com/elpais/2016/01/19/inenglish/1453208692_424660.html (дата обращения: 20.07.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-4-378-391

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)