Проблемы формирования регионального квазирынка социальных услуг: от патернализма к конкуренции

Alexandra A. Vlasova, Alla-Anna V. Galanova

Аннотация


В статье отражены результаты анализа проблем формирования регионального квазирынка социальных услуг на примере Ярославской области в условиях перехода от государственной монополии к конкурентным отношениям. Выявлено, что продуктовые границы рынка и требования к качеству предоставляемых услуг сформированы в советский период для государственных и муниципальных социальных служб, что создает институциональные барьеры для входа на рынок социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Доля негосударственных социальных служб в сфере предоставления социальных Ярославской области составляет не более 20 %, а количество СО НКО, официально включенных в реестр поставщиков социальных услуг, равняется 3 единицам. Авторами сделан вывод, что квазирынок социальных услуг находится в стадии формирования и его можно охарактеризовать как «проторынок». В то же время определено, что СО НКО обладают рядом конкурентных преимуществ: в том числе, они обеспечивают низкие трансакционные издержки для получателя, расширенный ассортимент предоставляемых услуг, большую клиентоориентированность и возможность кастомизации услуг. Формирование устойчивой региональной модели социального обслуживания связано с дальнейшей диверсификацией субъектов социального обслуживания, внедрением инновационных технологий помощи и повышением социально-экономической эффективности социального обслуживания. Перспективным представляется создание единой региональной информационной системы в Ярославской области для поставщиков и получателей социальных услуг, позволяющей жителям региона заказывать социальные услуги через сеть Интернет с правом выбора поставщика и заключением контрактов онлайн через авторизацию на портале государственных услуг.

Ключевые слова


некоммерческие организации; квазирынок; поставщик социальных услуг; патернализм; социально-экономическая политика; рынок социальных услуг; менеджерализм

Полный текст:

PDF

Литература


Kendall J., Knapp M., Forder J. Social care and the nonprofit sector in the western developed world // The nonprofit sector: a research handbook. 2006. Vol. 2. P. 415-431.

Бобков В. Н, Колмаков И. Б. Выявление социальной структуры и неравенства распределения денежных доходов населения Российской Федерации // Экономика региона. 2017. № 4. C. 971-984.

Koldinská K. Social services in accession countries // Social Work & Society. 2004. Vol. 2. № 1. P. 110-117.

Avlijas S. Social policy reform: financing social services - practical lessons from Slovakia // Slovak-Serbian EU Enlargement Fund. 2015. P. 54-64.

Kaboolian L. The new public management: challenging the boundaries of the management vs. administration debate // Public Administration Review. 1998. Vol. 58. № 3. P. 189--193.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Менеджериализация в социальной работе и социальной политике // Социальная работа: теории, методы, практика. Материалы интернет-конференций и семинаров. 2012. № 2. C. 10-12.

Veenhoven R. Happiness in nations: Subjective appreciation of life in 56 nations 1946-1992 // World Database of Happiness. 2001. Vol. 44. № 6. P. 231-235.

Барков А. В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009.

Попова Д. Г. Услуга как объект гражданских прав и ее соотношение с категорией «Социальная услуга» // Вестник КемГУ. 2012. № 1. C. 351-358.

Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере. Специальный Доклад Общественной палаты Российской Федерации // Общественная палата Российской Федерации [сайт]. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_uchastie_NKO_socuslugi05112019.pdf (дата обращени: 21.01.2020).

Neergaard U. Social Services in General Interest in EU. T.M.C. Asser Press. 2013. 505 p.

Mulgan G. Measuring social value // Stanford social innovation review. 2010. № 3. P. 38-43.

Samuelson Р. A. The pure theory of public expenditure // The Review of Economics and Statistics. 1954. Vol. 36. № 4. P. 387-389.

Le Grand J. The other invisible hand: delivering public services through choice and competition. Princeton: Princeton University Press, 2009. 208 p.

Le Grand J. Quasi-Markets and Social Policy // The Economic Journal. 1991. Vol. 101. № 408. P. 1256-1267.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Квазирынки социальных услуг // Социальная работа: теории, методы, практика. Материалы интернет-конференций и семинаров. 2012. № 2. C. 14-17.

Суслова С. В. Некоммерческие производители на региональных квазирынках социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. C. 72-89.

Якимчук С. В. Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала: теория, методология, практика // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 4. С. 11-31.

Сухов А. Н., Гераськина М. Г., Захарова А. А. Доверие клиентов к социальным работникам // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 4. С. 86-91.

Romanov P. Quality evaluation in social services: сhallenges for new public management in Russia // Mixes, Matches, and Mistakes: New Public Management in Russia and the Former Soviet Republics. Budapest: LGI, OSI, 2008. P. 9-53.

Allen R., Burgess S. The future of сompetition and accountability in education. London: Public Services Trust at the RSA, 2020. 29 p. URL: http://www.2020publicservicestrust.org/downloads/9_The_Future_of_Competition_and_Accountability_in%20Education.pdf (date of access: 02.02.2020).

Ожерельева Т. А. Развитие маркетинга образовательных услуг // Перспективы науки и образования. 2014. № 4. С. 153-156.

Flynn R., Pickard S., Williams G. Contracts and the quasi-market in community health services // Journal of Social Policy. 1995. Vol. 24. № 4. P. 529-550.

Поляков И. В., Зеленская Т. М., Чернов А. Е. Развитие маркетинга медицинских услуг в коммерческих организациях // Экология человека. 2004. № 4. С. 54-56.

Osborne S. P. The new public governance // Public Management Review. 2006. Vol. 8. № 3. P. 377-387.

Thynne I. Making sense of public management reform: driver and supporters in comparative perspective // Public Management Review. 2003. № 5. P. 449-459.

Соколов А. В., Фролов А. А. Некоммерческий сектор Ярославской области: оценка эффективности деятельности в 2015 г. // Власть. 2016. № 8. С. 74-78.

Study оn Social Services оf General Interest Final Report. European Commission // Official website of the European Commission. URL: http://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=794 (date of access: 06.02.2020).

Polacek R., McDaid D. Study оn social services оf general interest final report // LSE Research Online. 2012. URL: https://eprints.lse.ac.uk/43342/1/study_on_social_services_of_general_interest%28LSERO%29.pdf (date of access: 06.02.2020).

Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере. Специальный Доклад Общественной палаты Российской Федерации. М., 2019 // Общественная палата Российской Федерации : [сайт]. URL: https://opuo.ru/wp-content/uploads/2020/02/doklad_uchastie_NKO_socuslugi05112019.pdf (дата обращения: 21.01.2020).

Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности учреждения социального обслуживания // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 4. С. 136-147.

Pestoff V., & Brandsen T. Public Governance and the third sector: opportunities for co-production and innovation? // Сonference of the European Group of Public Administration. 2009. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.951.5418&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 15.02.2020).

Оказание государственных услуг в электронном виде и межведомственное взаимодействие в рамках АС ЕСРН ЯО. Методические рекомендации Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области. Ярославль. Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, 2018. 40 с.

Доклад о состоянии гражданского общества в Ярославской области в 2018 году. 2019. 144 c. // Общественная палата Ярославской области [сайт]. URL: https://opyo.yarregion.ru/documents/doklady/(дата обращения: 05.01.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-3-304-317

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)