Проблема национального имиджа России в интерпретации китайских ученых

Zhou Xie, Zeming Zhang

Аннотация


В статье рассматриваются основные тенденции в изучении китайскими учеными теории национального имиджа и проблем национального имиджа России в глазах общественности КНР, обсуждаются предпосылки исследования теории национального имиджа, сопоставляются определения китайских ученых, рассматривается их вклад в теорию национального имиджа и эволюция национального имиджа России в сознании китайского общества в период с образования КНР до конца первого десятилетия XXI в. Авторы констатируют, что национальный имидж России в Китае складывается под воздействием множества факторов (политическая ситуация в России и Китае, состояние двусторонних отношений, степень осведомлённости в Китае о России), и приходят к выводу, что положительный имидж может улучшить отношения между двумя странами. Изучение представления китайцев о национальном имидже России позволит узнать о ценностях, моральных нормах, психологии и менталитете самих китайцев. Кроме того, трансформация национального имиджа России в Китае не только зависит от изменения России и сложных двусторонних отношений обеих стран, но и отражает социальные изменения в Китае. Улучшение национального имиджа России в Китае способствует развитию стратегического партнерства и сотрудничества между двумя странами и стабильности двусторонних отношений, позволяет нарастить свою «мягкую силу». Создание гармоничных отношений между странами, укрепление взаимного доверия, расширение экономических и торговых обменов и культурных обменов - важные способы создания позитивного и яркого национального имиджа.

Ключевые слова


российско-китайские отношения; национальный имидж; «мягкая сила»; «жёсткая сила»; общественное мнение; формирование имиджа

Полный текст:

PDF

Литература


Образ Китая: Китай глазами зарубежных ученых / Джошуа Купер Ремер и др.; перевод Шен Сяолей. Пекин: Social Sciences Archives Press, 2008. 360 с. (на кит. языке).

Ли Вэй. Образ Китая глазами россиян. Пекин: Peking University Press, 2016. 328 с. (на кит. языке).

Мэн Хуа. Сравнительное литературное воображение. Пекин: Peking University Press, 2001. 282 с. (на кит. языке).

Лю Яньфан. Стратегия национального имиджа Китая на фоне глобализации: исследовательская перспектива, основанная на национальных интересах. Пекин: Central Compilation and Translation Press, 2016. 265 с. (на кит. языке).

Ли Шоюань. Международные отношения и китайская дипломатия: уникальный ландшафт массовой коммуникации. Пекин: Beijing Broadcasting Institute Press, 1999. 317 с. (на кит. языке).

Гуань Вэньху. Национальная теория изображения. Чэнду: University of Electronic Science and Technology Press, 2000. 613 с. (на кит. языке).

Ли Яньбин. Построение национального имиджа Китая в перспективе политической коммуникации. Пекин: China Social Sciences Press, 2014. 253 с. (на кит. языке).

Ян Вэйфэнь. Проникновение и взаимодействие: радио, телевидение и международные отношения. Пекин: Beijing Broadcasting Institute Press, 2000. 230 с. (на кит. языке).

Чжан Кун. Национальная имиджевая коммуникация. Шанхай: Fudan University press, 2005. 558 с. (на кит. языке).

Чэн Манли. Массовые коммуникации и формирование национального имиджа // Международная журналистика. 2007. № 3. С. 5-10 (на кит. языке).

Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. 446 с.

Сюй Сяогэ. Проблема национального имиджа в международной новостной коммуникации // Журналистика и коммуникационные исследования. 1996. № 2. С. 35-48 (на кит. языке).

Ли Чжи. Национальный имидж Китая: интерпретация конструктивизма в эпоху глобальной коммуникации. Пекин: Xinhua Publishing House, 2011. 153 с. (на кит. языке).

Тан Гуанхун. О национальном имидже // Международные исследования. 2004. № 4. С. 19-46.

Хэ Хуэй, Хуан Дяньлинь, Лю Пэн. Построение национального имиджа в среде новых медиа должно соответствовать закону коммуникации // External Communication. 2007. № 7. С. 44-47 (на кит. языке).

Чэн Манли, Массовые коммуникации и формирование национального имиджа // Международная журналистика. 2007. № 3. С. 5-10 (на кит. языке).

Лю Хуэй. Формирование национального имиджа: невыносимая тяжесть массовой коммуникации // Современные коммуникации (Журнал Коммуникационного университета Китая). 2015. Том 37, № 12. С. 46-50 (на кит. языке).

Сяо Чуньфэн. Характеристики и мышление визуальной коммуникации национального имиджа в эпоху всех медиа // Новые медиаисследования. 2019. Том 24, № 5. С. 124-127 (на кит. языке).

Тихвинский С. Л. Восприятие в Китае образа России. М.: Наука, 2008. 244 с.

Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: Восток-Запад: АСТ, 2007. 598 с.

Ли Суйань. Образ России в Китае: 1949-2010. Харбин, 2012. 487 с.

Чжан Гуаннянь. Художественный образец современного ревизионизма: дискуссия о фильмах Григория Чухрая // Shandong Literature. 1964. № 2. С. 2-22 (на кит. языке).

Чжан Вэньвэй. Анализ международного статуса России после холодной войны // Журнал учительского колледжа Шанграо. 1998. № 1. С. 74-79 (на кит. языке).

Ши Тяньцзин. Путинская «управляемая демократия» и российские СМИ // Молодежный репортер. 2006. № 19. С. 63-65 (на кит. языке).

Совместное заявление РФ и КНР о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 04.05.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-3-256-269

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)