Проблемы непрерывного образования пожилых людей

Ekaterina A. Ermakova

Аннотация


Увеличение продолжительности жизни и доли пожилого населения - главные демографические тенденции в мире и России. Они актуализируют необходимость поиска путей предупреждения и преодоления негативных последствий демографического старения населения для общества. Одним из таких путей является включение представителей «третьего возраста» в систему непрерывного образования. В постоянно меняющемся мире трудно переоценить значение и востребованность непрерывного образования. Благодаря ему пожилые люди могут беспроблемно адаптироваться к изменениям, которые происходят во всех сферах современного общества. В то же время включение в непрерывное образование не только способствует продолжению трудовой деятельности и улучшению качества жизни пожилых людей, но и создает условия для поддержания интеллектуального, эстетического, морального и гражданского уровня, обеспечиваемого за счет самообразования или посредством институционализированных механизмов формального образования. В статье обобщен и осмыслен опыт зарубежных и российской практик обучения пожилых людей, изучена степень их готовности к продолжению обучения, проанализированы проблемы и тенденции непрерывного образования представителей «третьего возраста», выявлены мотивы, побуждающие их продолжать учиться, а также барьеры, препятствующие получению формального и неформального образования.

Ключевые слова


непрерывное образование; пожилые люди; образовательный потенциал; третий возраст; университеты третьего возраста; эйджизм

Полный текст:

PDF

Литература


Уточненный демографический прогноз до 2036 года // Росстат. 28.12.2019. URL: https://www.gks.ru/folder/313/document/72529 (дата обращения: 01.04.2020).

Касьянова Т. И., Воронина Л. И., Резер Т. М. Образовательный потенциал российских граждан пожилого возраста // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 120-141. DOI:10.17853/1994-5639-2020-2120-141.

Варламова М. А., Синявская О. В. Портрет пожилого населения России // Демоскоп Weekly. 2015. № 627-628. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0627/tema08.php (дата обращения: 03.03.2020).

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Роль образования в сохранении и развитии социальной общности людей «третьего возраста» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 21-34. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.2.2

Рогозин Д. М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Старикам тут место: социальное осмысление старения: [сборник научных статей] / Институт социологии РАН; отв. ред. Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 8-41.

Бондаренко Н. В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2017. № 5 (104). 28 с.

Formosa M. Four decades of Universities of the third age: Past, present and future // Ageing a. society. Cambridge, 2014. Vol. 34. Р. 42-66.

Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. (Фрагменты из работ разных лет): [пер. с нем., англ.]. М.: Просвещение, 2006. 149 с.

International perspectives on older adult education / Еd. by B. Findsen, M. Formosa. Cham: Springer, 2016. Vol. XIX. 519 p.

Dewey J. The School and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1900. URL: https://ia801408.us.archive.org/33/items/schoolsociety00dewerich/schoolsociety00dewerich_bw.pdf. (дата обращения: 03.03.2020).

Knowles M. S., Holton III E. E., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. London, N.Y.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 416 p.

Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. N.Y.: New Republic, 1926. 224 p.

Кононыгина Т. М. Герагогика. Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. Орел: Красная строка, 2006. 148 с.

Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.

Королева Е. Г., Мухлаева Т. В. Образование для пожилых в контексте концепции «благополучного старения» // Человек и образование. 2018. № 4. C. 147-151.

Потехина И. П., Чижов Д. В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 3-23.

Век живи - век учись: непрерывное образование в России / И. А. Коршунов, О. С. Гапонова, В. М. Пешкова; под ред. И. Д. Фрумина, И. А. Коршунова // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 310 с.

Desjardins R. Participation in adult education opportunities: Evidence from PIAAC and policy trends in selected countries. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring Report 2015 // Education for All 2000-2015: achievements and challenges. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002323/232396e.pdf (дата обращения: 03.03.2020).

Ключарев Г. А. Век учись - век живи // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 167-172. DOI: 10.31857/S013216250006182-33.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2020-4-358-367

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)