Аспекты оценки и формирования социальной компетентности обучающихся в высшей школе

Анжелика Ахметовна Новикова, Ламара Ленгизовна Мехришвили

Аннотация


Однозначного определения социальной компетентности не существует, поэтому исследователи чаще выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта. В научном дискурсе стала прослеживаться четкая интерпретация сущности феномена «социальная компетентность» как интегративное качество личности, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной реальности, социальные знания и умения, субъектные качества и личностные характеристики, связанные с успешной реализацией социальных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. С целью определения уровня развитости социальной компетентности обучающихся в школе, средних и высших учебных заведениях, выявления возможных проблем целесообразно учитывать национально-культурную специфику формирования личности молодого человека, уровень сформированности социального интеллекта, мотивационно-деятельностный и личностно-субъектные компоненты личностной структуры.

Ключевые слова


социальная компетентность; методика; уровень развитости социальной компетентности; обучающиеся вузов; social competence; methods; level of social competence

Полный текст:

PDF

Литература


Novikova A. A. Cross-cultural aspects of ’social competence’ construct // 4-th International Scientific Conferences on Social Sciences & Arts, S G E M 2017. Албена, 2017. Book 3, Vol. 3. Р. 151 - 156.

Новикова А. А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. 120 с.

Квитчастый А. В. Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2012. 24 с.

Selman R. L. The growth in interpersonal understanding. N.Y.: Askad. Press, 1980. 343 p.

Rose-Krasnor L. Social Competence: Deve-lopment of an Indicator for Children and Adolescents // Social Development. 1997. Vol. 6, № 1. P. 112-135.

Ulrich R., Ulrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Störungen. Das Assertiveness-Trainings-ProgrammeATP. München: Pfeiffer, 1980. 135 р.

Spivac G. The cognition of social adjustment:Interpersonalcognitive problem-thinking. N. Y.: Plenum, 1982. 372 р.

Шабатура Л. Н. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования: автореф. дис.. канд. филос. наук. Омск, 1997. 25 с.

Thorndike E. L. Intelligence and its use. N. Y.: Harper’s Magazine, 1920. 235 р.

Пушкарева Т. Г. Личностные ресурсы и со циальная компетентность // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 7. C.73-79.

Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков / Российская академия наук, Институт психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. 181с.

Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. URL: http://www…alla…povedeniya_tradicii_mentalnost (дата обращения: 12.10. 2016).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2019-4-80-83

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)