Народные обряды древней Руси как культурно-историческая предпосылка современной коррекционно-развивающей работы с детьми

Алла Леонидовна Сиротюк, Анастасия Сергеевна Сиротюк

Аннотация


Статья посвящена культурно-историческим предпосылкам к разработке современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Описаны такие народные обряды древней Руси для детей, как «перепекания», «продевания», «растягивания», «встряхивания» и «качания». Проведен краткий обзор дореволюционных этнографических и литературных исследований народных обрядов В. К. Магницкого, П. В. Денисова, В. Ф. Ходасевича. Показаны аналогии народных обрядов и современных методов коррекции и развития таких базисных психологических факторов, как модально-неспецифический, модально-специфический, кинестетический, кинетический, пространственный, фактор межполушарного взаимодействия. В качестве примера приведена базовая технология коррекции, абилитации и профилактики «Методика замещающего онтогенеза», предложенная А. В. Семенович и Б. А. Архиповым для детей с различной структурой дефекта.

Ключевые слова


народные обряды; нейропсихологический подход; коррекционно-развивающая работа с детьми; психологические факторы; folk rituals; neuropsychological approach; corrective work with children; psychological factors

Полный текст:

PDF

Литература


Васканова Н. А. Динамика естественного движения среди горномарийского населения Козьмодемьянского уезда в первой половине XIX века // Роль архивов в информационном пространстве современного общества: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2017. С. 19-25.

Пономарева В. Славянский обряд «Перепекание ребенка». URL: https://shkolazhizni.ru

Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры Казань: Типография Императорского университета, 1881. 267 с.

Денисов П. В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки). Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1959. 408 с.

Ходасевич В. Ф. Державин. М.: Книга, 1988. 104 с.

Пенегина Ю. Обычаи и обряды с новорожденными на Руси. URL: https://www.liveinternet.ru

Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М.: Пульс, 2009. 328 с.

Сморчков А. Как на Руси носили детей? В подоле. URL: http://cont.ws

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007. 474 с.

Семенович А. В., Архипов Б. А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития // Таврический журнал психиатрии. 1997. № 2. С. 89-98.

Войта В. Р., Петерс А. Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе. М.: Мадин, 2014. 178 с.

Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. «Росток». Условия и методика развития ребенка. М.: Сфера, 2016. 272 с.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000. 208 с.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л. С. Цветковой. М., 2006. 296 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2019-1-82-87

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)