Общие способности в структуре управленческой деятельности

Александр Анатольевич Карпов

Аннотация


В статье рассматриваются психологические особенности обшдх способностей (интеллекта, креативности, обучаемости и рефлексивности) в контексте их закономерной взаимосвязи с основными параметрами метакогнитивной сферы личности. Обоснованы положения, согласно которым исследование общих способностей в деятельности управленческого типа следует осуществлять с позиций их изучения в данной взаимосвязи. Сформулированы представления об общих способностях как о важном факторе структурной организации основных компонентов метакогнитивной сферы личности в управленческой деятельности. Выявлены конкретные характеристики зависимости между уровнем развития интеллекта, креативности и обучаемости и значениями индексов структурной организации параметров метакогнитивной сферы личности. Определены основные закономерности динамики индексов структурной организации параметров метакогнитивной сферы личности руководителей. Представлены материалы, характеризующие зависимость эффективности управленческой деятельности от степени развития рефлексивности.

Ключевые слова


общие способности; управленческая деятельность; интеллект; креативность; обучаемость; рефлексивность; метакогнитивная сфера личности; метакогнитивные качества; метакогнитивная регуляция; взаимосвязь; general abilities; management activity; intelligence; creativity; learning-ability; reflexivity; metacognitive sphere of personality; metacognitive qualities; metacognitive regulation; interconnection

Полный текст:

PDF

Литература


Дружинин В. Н. Психология общих способностей: монография. Спб., Питер Ком, 1999. 368 с.

Карпов А. А. Дифференциальные аспекты структурной организации метакогнитивных качеств личности учащихся высших учебных заведений // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С.218-222.

Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

Карпов А. А. Структурно-феноменологический подход в метакогнитивной психологии // Вестник ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 4 (35). С. 106-111.

Шадриков В. Д. Способности и деятельность: монография. М., 1995. 405 с.

Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений: монография. М.: Юристъ, 1998. 437 с.

Савин И. Г. Динамические аспекты структуры общих способностей // Социальная психология XXI столетия: материалы Межд. конф. Ярославль: ЯрГУ. 2005. С. 232-236.

Карпов А. А. Современная организационная психология: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 256 с.

Карпов А. А. Феноменология и диагностика метакогнитивной сферы личности: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2016 208 с.

Карпов А. А., Карпов А. В. Введение в мета-когнитивную психологию: учебное пособие. М.: МПСУ, 2015. 512 с.

Карпов А. А. Интеллект как детерминанта метакогнитивных качеств личности // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 109-113 с.

Карпов А. В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей // Способности и деятельность. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1989. С. 28-42.

Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 546 с.

Карпов А. А., Асоев Б. М. Креативность как фактор организации метакогнитивных качеств личности в учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 56-63.

Организационная культура: Понятие и реальность: учебное пособие / А. В. Карпов, И. М. Скитяева, Н. В. Волкова, И. А. Ямщиков. М.: Институт психологии РАН, 2002 152 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY-NC-ND 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)