Психодиагностика рефлексии как метод развития рефлексии

Татьяна Эдуардовна Сизикова, Оксана Алексеевна Дураченко

Аннотация


В рамках постнеклассической парадигмы раскрывается применение психодиагностических методов диагностики рефлексии для развития рефлексии. На основе единых методологических оснований, оформленных нами в модально-дифференциальный подход, составлена батарея психодиагностических методик, в которую вошли «Методика диагностика рефлексивности» (А. В. Карпова, В. В. Пономаревой), «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин), «Опросник фокус рефлексии» (Т Э. Сизикова). Данная батарея несет в себе единую конструктивную общественную норму рефлексии. Выполнение заданий психодиагностических методов актуализирует фоновую, сознательную и осознаваемую виды рефлексии. Особенностью данных методик как методов самоотчета является сопровождение рефлексией рефлексии. Как способ развития рефлексия является саморазвивающейся и, следовательно, развивается в ходе обращения ее на себя в управляемой ситуации тестирования.

Ключевые слова


рефлексия; батарея методик психодиагностики рефлексии; развитие рефлексии; рефлексия рефлексии; дифференциальный подход; модальный подход; модально- дифференциальный подход; reflexion; battery of methods of psychodiagnostics of reflexion; development of reflexion; reflexion of reflection; differential approach; modal approach; modal-differential approach

Полный текст:

PDF

Литература


Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 713 с.

Зинченко В. П. Опыт думания о думании: К восьмидесятилетию В. В. Давыдова (19301998). URL: http://vphil.m/mdex.php?option=com_ content&task=view&id=227 (дата обращения: 11.05.2018).

Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

Аладьин А. А., Пергаменщик Л. А., Фурманов И. А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн.: БНИИО, 1992. 152 с.

Калашникова О. В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999. 205 с.

Анисимов О. С. Определение уровня рефлексии. URL: http://www.vashpsixolog.гu/woгk-with-teaching-staff-school-psychologist/135-diagnosis-of-teachmg-staffУ793-deteгmmmg-the-level-of-reflectюn-on-o-s-anisimov (дата обращения: 11.05.2018).

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с.

Тащева А. И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1987. 172 с.

Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 490 с.

Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.

Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. 2014. Т. 11, № 4. С. 110-135.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 333 с.

Шаров А. С. Онтология психологических механизмов рефлексии. URL: http://docplayer.ru/ 62632569-Ontologiya-psihologicheskih-mehanizmov-refleksii.html (дата обращения: 11.05.2018).

Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. 166 с.

Лукьянов О. В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: дис.. д-ра психол. наук. Томск: ТГУ, 2007. 289 с.

Сизикова Т. Э. Элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2. С. 81-86.

Сизикова Т. Э. Рефлексивное психологическое консультирование. Часть 3: Методы рефлексивного психологического консультирования. Новосибирск: НГПУ, 2018. 401с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)