«Профессия»: организация и атрибутивные свойства феномена

Владимир Алексеевич Толочек

Аннотация


Предмет исследования: феномен «профессия» (составляющие, структуры, атрибутивные свойства); цель: уточнить и дополнить ранее сложившиеся представления о феномене «профессия» и его составляющих. На основании анализа литературных источников можно констатировать, что: 1) в описании и объяснении Е. А. Климовым феномена «профессия» и «трудовой пост» (конкретное рабочее место) используется понимание труда К. Марксом, психологически интерпретированное, преобразованное и дополненное. Определение Е. А. Климовым «профессии» и «трудового поста» часто выступают как ориентиры для отечественных психологов в их описаниях и объяснениях этих феноменов; 2) в описаниях и объяснениях феномена «профессия» отечественными психологами имеет место тенденция дополнения, расширения числа характеристик (составляющих, признаков), их разная содержательная интерпретация (при их адресации к профессиям разных типов, разного уровня сложности и «зрелости»). Со временем число таких характеристик (составляющих, признаков) спонтанно возрастает. Подобные тенденции разрушают определенность и согласованность представлений специалистов об атрибутивных свойствах феномена.

Ключевые слова


профессия; трудовой пост; характеристики; составляющие; признаки; исторические тенденции; описания; идеальный эмпирический объект; реальный эмпирический объект; profession; labor post; characteristics; components; signs; historical tendencies; descriptions; ideal empirical object; real empirical object

Полный текст:

PDF

Литература


Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М.: РАО, 2012. 476 с.

Карпов А. В. Психология деятельности: в 5 т. Т. 2: Структурная организация. М.: РАО, 2015. 408 с.

Кашапов М. М. Стадии творческого мышления профессионала. Ярославль: Ремдер, 2009. 376 с.

Кашапов М. М. Психология творческого мышления. М.: Инфра-М, 2017. 435 с.

Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. 400 с.

Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Саратов: Изд-во СГПУ, 2013. 252 с.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.

Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013. 320 с.

Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара: Самарский научный центр, 2011. 284 с.

Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии.-М.: Наука, 2004. 197 с.

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Профессиональное развитие: на перепутье эпох, культур и парадигм / Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 64-73.

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.

Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

Толочек В. А. Психология труда. 2-е изд. доп. СПб.: Питер, 2018. 479 с.

Толочек В. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. М.: Юрайт, 2018. 186 с.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 199 с.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 336 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996. 312 с.

Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности: материалы к пятому заседанию методологического семинара, 8 февр. 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 92 с.

Рубцова Н. Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход: в 2 кн. Тверь: Изд-во Твер. фил. Моск. гум.-экон. ин-та, 2012.185 с.

Толочек В. А. Психология труда. СПб.: Питер, 2016. 479 с.

Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)