Модели понимания в решении задач

Илья Михайлович Морозов, Сергей Юрьевич Коровкин

Аннотация


В статье рассматриваются теоретические аспекты исследований понимания. Освещены три различных теоретических контекста исследований понимания: понимание в процессе усвоения информации, понимание в процессе решения задач и понимание в процессе передачи опыта. Предложена модель, в которой понимание рассматривается в качестве метакогнитивной оценки полноты информации. Обсуждается идея необходимости чувства понимания для переноса решения.

Ключевые слова


понимание; инсайт; решение задач; перенос; understanding; insight; problem solving; transfer

Полный текст:

PDF

Литература


Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М.: ИПРАН, 2016. 488 с.

Kintsch W.,Welsch D. M. The construction-integration model: A framework for studying memory for text // Relating theory and data. NJ, US: LawrenceErlbaumAssociates, 1991. P. 367-385.

Коровкин С. Ю., Морозов И. М. Проблема понимания при передаче опыта // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта. М.: ИП РАН, 2016. С.116-143.

Ньюэлл А., Шоу Дж. К., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 500-530.

MacGregor J. N., Ormerod T. C., Chronicle E. P. Information processing and insight: a process model of performance on the nine-dot and related problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2001. Vol. 27, №. 1. P. 176-201.

Ohlsson S. Information-processing explanations of insight and related phenomena // Advances in the psychology of thinking. 1992. Vol. 1.P. 1-44.

Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М.: Издательство Коммунистической Академии, 1930. 206 с.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 86-234.

Коровкин С. Ю., Савинова А. Д. Детекция противоречий в процессе решения инсайтных задач // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. Калининград, 2016. С. 341-342.

Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 19-35.

Aha! experiences leave a mark: Facilitated recall of insight solution / A. H. Danek [et all] // Psychological Research. 2013. Vol. 77, № 5. P. 659-669.

Спиридонов В. Ф., Логинов Н. И. Феномен переноса в решении мыслительных задач // Избранные разделы психологии научения. М.: Дело, 2017. С. 277-303.

Metcalfe J., Son L. K. Anoetic, noetic, and autonoetic metacognition // The foundations of metacognition. Oxford, UK: OxfordUniversityPress, 2012. P. 289-301.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2017-3-81-84

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)